Сталинский тоннель на Жуковом острове

Мы давно слышали о Сталинских тоннелях, но как-то все время откладывали поездку. Летом хочется вырваться подальше от города и побыть где-то на природе. Но в этот раз у нас было всего полдня и мы наконец решились отведать известное в народе «Сталинское метро».

Жуков остров расположен на правом берегу Днепра между озером Коник и островом Водников, с которым соединяется дамбой. Назван он так из-за ручья Жуковка, который впадает в Днепр. В этот раз мы решили путешествовать без автомобиля. Добирались на Жуков остров на 412-й маршрутке. Едет она от станции метро «Площадь Льва Толстого» и до жилмассива «Корчеватое». Вышли на конечной и пошли осваивать остров.

Тоннель мы нашли достаточно быстро. Это большое бетонное сооружение, окруженное водой и деревьями. Стены тоннеля обросли огромным слоем мха. По обе стороны надземной части тоннеля стоит вода покрытая ряской. Запах конечно не самый приятный, но в этом месте есть своя особенная атмосфера. Говорят, что этот тоннель секретный проект Сталина. Еще в 1936 году у него возникла грандиозная мысль соединить два берега Киева подземными тоннелями. Курировал строительство Хрущев. Таким образом получилось, что фрагменты проекта можно увидеть всем желающим на Оболони: Оболонский кессон, на дачном массиве Осокорки, там находится брат-близнец этого сооружения, погруженнный под землю и полузатопленная стандартная тоннельная секция. Но самая масштабная часть остается здесь, на Жуковом острове. Строительство остановилось, когда началась Второя Мировая Война, и по сей день этот проект остается не до конца рассекреченым. Для нас же секретными остались совершенно другие вещи: как за 70 лет это все не разрушилось? Только в некоторых местах покрытие потихоньку трескается, а арматура, которая выглядывает из бетонных конструкций, выглядит так, будто и не торчит здесь последние 70 лет. Все настолько качественно и надежно строилось, что нам даже стало жаль, что проект не был закончен. Это было бы действительно грандиозно.

На самом деле на острове много людей. Там можно встретить и рыбаков, и отдыхающих, и таких как мы искателей приключений. Тоннель совершенно необычное и одновременно тайное место. Когда заглядываешь в него, то кажется, что в средине до сих пор бурлит жизнь и там, под водой, все еще идет строительство.

Мы спокойно обошли все вокруг тоннелей, посмотрели, пофотографировались и направились домой. В итоге, время на острове мы не провели зря. Все-таки было очень интересно посмотреть на то, что замышляли наши предшественники. И мы чесно надеемся, что когда-то появится человек, который сможет осуществить этот неповторимый проект в жизнь.

Как добраться на машине из Киева

Тоннель находиться в 16 км от центра Киева, ехать по столичном шоссе, а напротив авторынка повернуть на Жуков остров. Координаты тоннеля 50.334838, 30.570001

Как добраться на маршрутном такси

От ст.метро»Льва Толстого» на 412 маршрутке до конечной остановки.

От ст.метро»Выдубичи» на 311,811 маршрутке до остановки отель «Армада Енкор».

Источник

Сталинское метро, Жуков остров

Дорогие читатели, кто-нибудь из вас знал словосочетание “Сталинское метро” и то, каким боком оно связано с Киевом?  Думаю, что большинство впервые слышат о таком метро. Вот и у меня была схожая ситуация, пока я этой весной не сходил на замечательную экскурсию сайта “Интересный Киев” – Сталинские Туннели под Днепром: Мифы и реальность.

Почти за 10 лет до Великой Отечественной войны Сталин начал сверхсекретное строительство тоннелей для поездов. Самый длинный наземный участок тоннеля можно найти на Жуковом острове. Длина его составляет что-то около 700 метров. А диаметр тоннеля не меньше метрополитеновского!

Сталинское метро на Жуковом острове

Строительством тоннелей заведовал Хрущев, который до этого лично занимался московским метро. Вся эта грандиозная тоннельная постройка велась для того, чтобы обеспечить стратегическую транспортировку во время войны. 

Сталинские тоннели в Киеве

Сталинский тоннель на Жуковом острове

На объекте работало около 20000 человек! Для них на острове были построены общежития, магазины, клубы…

И вот кто-то из них увековечил свой след в бетоне (фотография сделана наверху тоннеля):

След на сталинском тоннеле

В конце концов началась война и строительство остановилось. После войны его пытались реанимировать, но потом закрыли, объявив нерентабельным.

— Мы, конечно же, не думали, что фашисты будут двигаться так быстро,” – вспоминает коренной киевлянин Самуил Аронович Ямпольскому . – Решили, что назло Гитлеру закончим стройку, но немцы уже рвались к городу. В конце июля поступила команда: работы прекратить, строительство законсервировать. Проходческие щиты и тюбинги затопили, другое ценное оборудование засыпали землей.  Эвакуировались тремя мостостроительными отрядами, один из них возглавил Баренбойм. И тут опять проявил себя Исаак Юлисович (начальник участка). Технику, материалы, оборудование, а также людей он погрузил в два эшелона, – и всю войну прошел с этим скарбом, которому цены не было.

Источник

Жуков Остров

В этот вторник прогулялся с семьей к интересному объекту на Жуковом острове — огромный заброшенный тоннель, который ещё называют «Сталинское метро».

Stalinskoe-Metro-Kiev

Вышли мы только в 4 часа дня, гости, сборы, но день уже короткий, домой пришли по темноте. Расходов никаких не было, объект не охраняется. Про этот, когда то сверхсекретный объект я узнал случайно, как-то жена проводила время в интернете и не закрыла вкладку в браузере, а я серьезно заинтересовался.

Находится «Сталинское метро» относительно недалеко от района «Корчеватое», если идти по Жуковому острову налегке, то можно дойти где-то за час. Если идти от автомобильного рынка «Чапаевка», можно дойти ещё быстрее, до него можно добраться от метро «Выдубичи» (567 маршрутка).

Заходим по дамбе на Жуков остров. Я недавно осознал, насколько эта дамба изменила жизнь острова. Видимо именно в ней кроется причина того, почему на острове масса стоячих водоёмов. Дамба перекрыла один из рукавов реки Днепр — речушку «Коник». Как раз по ней проезжаем.

А вот что случилось с «Коником».

Цель строительства дамбы — исключить затопление прилегающих участков весной, кроме того, по дамбе проложена неплохая дорога на Жуков остров.Рукав «Коник» с южной стороны.

Читайте также:  Метро тушинская красногорск номер автобуса

Жуков остров стал несколько чище, сознательные граждане соорудили тут место для мусора. По всему острову попадаются старые дубы.

Семейство радуется прогулке.

На Жуковом острове растет ежевика, уже отходит. Грибов, к сожалению не попадалось, хотя на рынках Киева уже во всю продают белые грибы.

Вот таких, затянутых ряской водоёмов на острове очень много. Думаю, что есть прямая связь между дамбой и их заиливанием.

Я не состою в партии «зеленых», дамбы безусловно нужны, но необходимо как-то минимизировать вред для природы, это всё-таки наш дом. Иногда дорожки пересекаются с небольшими заиленными речками, тут построены мостики, но они уже пришли в упадок, идти по такому с коляской страшновато. Таких мостиков на Жуковом острове наберется 5 штук точно. Некоторые из мостиков совсем без перил.

Люди тут встречаются редко, в основном рыбаки и отдыхающие. Дороги грунтовые, изредка появляется асфальт или плиты.

Есть на Жуковом острове и бани, лодочные станции, но в этот раз мы идем дальше и оставляем всё в стороне, держимся ближе к берегу Днепра. Временами открывается вид на Киев. Вот, например знаменитое здание с мостиком (похожее есть в Куала-Лумпур, одно время являлось самым высоким зданием в мире) рядом с метро «Выдубичи», хотя, похоже оно только наличием мостика.

Ширина Днепра в этом месте небольшая. До «Хатынок» на том берегу рукой подать.

Кто-то решил заградить себе кусок территории на острове, но нам повезло, ворота открыты, говорят, что тут гуляет мужчина со львом на поводке.

Завезли гору песка. наверное, будут обустраивать пляж, закрытый пляж.

Подошёл к берегу, отсюда отлично видно Южный мост, часть Харьковского массива.

Рядом обустраивают кафе.

А с другой стороны колючая проволока. Частная собственность как никак.

Выходим на дорогу с хорошим асфальтом. Налево — шлагбаум, куда поминутно заезжают автомобили уровня Porshe Cayenne. Прямо заграждения и база яхтклуба. Навигатор проложил маршрут по хорошей дороге, которая от нас справа, но я выбрал, как мне казалось самый короткий путь, ближе к берегу. Почему-то на выбранной дороге кто-то написал «Тундра».

Идем по ней прямо на юг. Я думал, что Сталинское метро находится прямо на берегу Днепра, поэтому мы держались ближе к берегу. А берег загорожен, временами на нас лаяли милые собаки.

Проходим поблизости от Яхт-клуба.

Чувствуется, что мы уже близко к объекту, попадаются подозрительные строения — огромный ангар.

На противоположном берегу залива «Старик» виднеются «замки».

Старый кран, всё ржавое.

Тут же на берегу встретились несколько машин, отдыхающие. Наезженная дорога закончилась, шли потом по ели заметной тропинке. Вскоре подошли к наклонившимся от времени железобетонным столбам с заржавевшей проволкой, мы уже очень близко.

«Сталинское метро».

В 1938-м году началось строительство огромного тоннеля под Днепром, по замыслу Сталина, под Днепром должны были пойти поезда. Почему именно ПОД Днепром? Сталин считал, что железнодорожный мост в районе Киева будет слишком уязвим для вражеской авиации в условиях войны, поэтому и началось строительство секретного тоннеля. Но для такого масштабного проекта требовалось множество рабочих рук, по разным данным, на строительстве было задействовано от 5 до 12 тысяч человек. Для них были построены объекты инфраструктуры. Судя по сохранности строений, мы подошли к этим объектам.

Всё заросло, на заборе какие-то непонятные треугольники.

Старые, ржавые ворота.

Пробираемся дальше рядом с забором. Вдруг залаяла собака, вышли охранники: «Что ребята, заблудились?» спросил один из них. Наверное странно нас было видеть тут, ещё и с коляской. Я пошел на переговоры. Охранники рассказали, что надземный вход в «Сталинское метро» находится примерно на расстоянии километра отсюда. А на территории их объекта находится промежуточный вход, который сейчас засыпан разным мусором. В целом, в интернете про Сталинское метро информации крайне мало, согласно этой карте, во время строительства в феврале 1941, под Днепром произошла авария.

Сейчас за забором можно различить новые дома, наверняка их и охраняют охранники.

Я предполагаю, что эти дорожные знаки свидетели строительства тоннеля.

Выходим на хороший асфальт, переходим через речку Вита. Считается, что название реки связано с «Польско-Литовским» периодом в истории Украины.

Мы уже прошли явно больше чем километр. Скоро сядет солнце, а нам ещё идти назад, мне начинает казаться, что мы просто не туда идем. Но скоро я вижу тоннель.Как-то слишком зловеще он выглядит.

Проходим ещё чуть-чуть, сходим с дороги и попадаем ко входу в тоннель.

Сейчас тоннель затоплен, но неподалеку находится промежуточный выход, я слышал, что зимой, когда вода замерзаем можно пройти в самом тоннеле. Есть версия, что тоннель не достроили из-за изобретения ядерного оружия.

Супруга с ребёнком ужинают, а я отправляюсь исследовать «Сталинское метро». В интернете находил информацию, что сюда приводят экскурсионные группы, скоро вижу следы человека — самодельную лестницу, по которой можно взобраться на сам тоннель.

Немного усилий и я наверху тоннеля. Лестница довольно хлипкая, человека весом 100 кг явно не выдержит.

Иду по верхушке тоннеля, он пересекается с рекой.

Метров через 100 встречаю промежуточный выход. Теоретически можно попытаться пробраться тут зимой.

Источник

Тоннели под Днепром

Здравствуйте читатели! Очень рада, что Вы посетили нас сегодня. В этой статье я расскажу о таинственных тоннелях под Днепром. Я узнала о них от Вити, у него талант находить интересные местечки. Недавно мы съездили в аутлет городок Мануфактура, это кусочек Голландии возле Киева и посетили антикафе Циферблат в котором все бесплатно кроме времени.

Содержание статьи:
  • История возникновения тоннелей под Днепром
  • Конструкция тоннелей
  • Тоннели под Днепром в наше время
  • Тоннель на Жуковом острове
  • Тоннель на Оболонской набережной
  • Тоннель на Осокорки
  • Где находятся тоннели под Днепром

Хочу начать рассказ о тоннелях под Днепром с истории. С чего все начиналось.

Тоннели под Днепром

История возникновения тоннелей под Днепром

Вернемся немного в прошлое. В 1936 год. Именно в это время И. Сталину приходить мысль построить два тоннеля под Днепром по направлениям Жуков остров – Осокорки и Оболонь (урочище Наталка) – Вигуровщина. Идея, на мой взгляд, грандиозная, но не трудно догадаться, необычайно сложная.

Читайте также:  Почта россии метро чернышевская спб

Строительство началось в 1938 году, возглавил его первый секретарь ЦККПУ Хрущев, имевший уже опыт строительства Московского метро. Работы проходили в районе Жукова острова и на Оболони. Планировалось соединить два берега Днепра тоннелями, на случай, если наземные транспортные сообщения пострадают при бомбардировке города. Рельсы предполагалось положить таким образом, чтобы была возможность их сдвига и незатруднительного передвижения военной техники под водой.

Тоннели под Днепром

В строительстве Сталинского метро, а так еще называли эти тоннели, принимали участие больше10 тысяч рабочих. Отбор проходил крайне тщательно потому, что объект был секретным и все работы держали в тайне. Отдавали предпочтения военнослужащим. Возле проложения тоннелей строились бетонные заводы, склады, жилые дома для инженерно-технических работников, общежития для рабочих, и даже санатории. В связи с грифом секретности этого объекта, даже бригады с разных участков не имели права разглашать информацию о своей сфере деятельности.

Тоннели под Днепром

Когда началась война, строительство тоннелей продолжалось. Лишь когда немцы наступили на Киев в 1941 году, секретное строительство было законсервировано, а все оборудование затоплено. В результате чего Тоннель Жуков остров — Осокорки достиг средины реки Днепр, а Оболонь – Выгуровщина был построен только начальный железобетонный кессон.

Долгое время информация была засекречена, но после развала СССР гриф сняли. До этого момента все материалы хранятся в Московском архиве.

Конструкция тоннелей

Для строительства тоннелей была выбрана сложная технология, основой которой служили так называемые кессоны. Это огромные конструкции длинной около 52 метров и высотой 17 метров. Их опускали на дно Днепра, по трубам подавалась вода под высоким давлением, впоследствии этого грунт испод кессона вымывался и подавался на поверхность. При помощи специального щита, происходило монтирование ячейки тоннеля. Такая технология позволяла не только опускать конструкцию вниз, но и направлять её в горизонтальном направлении.

Тоннели под Днепром в наше время

В 1950 году строительство тоннелей под Днепром признали нецелесообразным. Его полностью остановили и закрыли. До нашего времени в Киеве можно посмотреть три объекта Сталинского метро.

  1. Наземный полузатопленный тоннель на Жуковом острове
  2. Кессон на Оболонской набережной
  3. Затопленный тоннель с погруженным кессоном на Осокорках.

​ Тоннель на Жуковом острове

Так как на Жуковом острове сохранились два кессона и полузатопленный тоннель длиной около 200 м. В первую очередь мы решили поехать к нему. Поездку мы спланировали давно, но все никак не могли выбраться. В первую очередь потому, что хотели совершить веломаршрут. Осмотреть загадочный тоннель и прогуляться по самому острову. Но обдумав все за и против, решили все же, ехать машиной. Для нас новичков осилить такой маршрут нелегко, колесить нужно в другой конец Киева. Осознав свою неподготовленность к такому расстоянию, мы выбрали более простой вариант.

Тоннели под Днепром

Для более уверенных велосипедистов у кого нет вела, мы подготовили статью обо всех прокатах велосипедов в Киеве. Надеюсь, пригодится. Не так давно мы стали обладателями двух прекрасных велосипедов и пока «бороздим просторы» Левого берега.

Не случайно со Сталинским метро связывают много тайн и мистики. Я почувствовала это, когда увидела один из них своими глазами. У меня честно сказать, мурашки по коже побежали.

Тоннели под Днепром

Погода в этот день была серая, деревья почти сбросили листву, тоннель выглядел фантастически, казалось, что мы совсем не в Киеве. Огромный бетонный объект предстал перед нами. Его внешний вид полностью дополняла погода. Открытая часть тоннеля поросла мхом, а та, что не видна взгляду утонула в зеленной воде, все это выглядело, как кадры из фантастических фильмов. Я старалась не отставать от Вити и постоянно оборачивалась назад. Мы прошли вдоль тоннеля несколько метров в поиске лазейки наверх, но, к сожалению, или к счастью мы ее не нашли. Представляю, как бы я барахталась и шла по верху тоннеля. Я же боюсь высоты! Благо хоть плаваю хорошо)).

Сказать, что впечатлил меня тоннель на Жуковом острове, ничего не сказать. Необыкновенное место, на мой взгляд. Даже зная историю, совсем не мистическую, тоннель производит необычайные впечатления. Жаль, все же, что мы на велосипедах не добрались сюда.

Тоннель на Оболонской набережной

На Оболонской набережной в урочище Наталка, где планировалось построить второй тоннель, успели построить только один кессон. По-другому его еще называют «Труба» или объект №1, хотя все тоннели под Днепром называли так. И он на самом деле напоминает огромную трубу длинной 52 метра и высотой 17 метров. К моему удивлению, я узнала, что здесь часто устраивают Бомж-пати. Круто, на мой взгляд! Я очень люблю тематические вечеринки, и дома частенько такие устраиваю. Ну не бомж…. хотя идея хорошая!)) Вы только представьте… все переодеваются в старые лохмотья и веселятся в колоритном для такой вечеринки месте. Кессон на Облони стал достопримечательностью местных жителей и я бы с удовольствием на него посмотрела.

Тоннели под Днепром

Тоннель на Осокорки

На Осокорках до нашего времени находится затопленный тоннель с погруженным кессоном. До наступления немцев на Киев, в этой части успели пройти около 150 метров. Учитывая, что в день максимально рабочие могли продвинуться на 70 см. в связи высоким давлениям (больше 4 атмосфер) это неплохой результат. Сейчас они отошли к частным застройкам.

Если верить мифам. Чего только не приписывают секретным объектам. Говорят, что там находится даже бронепоезд, но с открытым источникам мы знаем что во время наступления был дан приказ затопить все тоннели. Поэтому почти все входы и выходы либо засыпаны, либо закрыты тяжелой арматурой или залиты бетоном. В 1990 году аквалангисты хотели подобраться к тоннелю, но они наткнули на кучу мусора, перекрывшего дальнейший проход. Нам известно, что часть оборудования и затопленных материалов были подняты и использовались для строительства Киевского метро.

Читайте также:  Приморский проспект какое метро рядом

Где находятся тоннели под Днепром

Жуков остров, улица Февральская 1/6. GPS координаты: 50.335162, 30.575906. Со Столичной трассы свернуть направо, слева будет конный комплекс, ехать нужно прямо. Тоннель видно с дороги, он будет справа от вас.

Оболонская набережная, 13. GPS координаты: 50.498797, 30.524665

Осокорки, Садовая улица 162. GPS координаты 50.365647, 30.611853

Как добраться на маршрутке

На 311 , 811 маршрутках нужно ехать до остановки отель "Армада Енкор", от ст.метро"Выдубичи"

Через Корчеватое – пешеходная;

Через КП «Жуков остров» — автомобильная.

Дорога через Корчеватое:

412 маршрутка: пл. Льва Толстого – Красноармейская – ст.м. Лыбедская – Московская пл. – Корчеватое. Выходите на конечной

Также доехать до Корчеватого можно;

— автобусом № 20 (ст.м. Лыбедская – Корчеватое);

— маршрутка 193 (ст. м Выдубичи – Корчеватое);

— маршрутка 193 Д Ленинградская пл. – Березняки – мост Патона – Корчеватое.

При проезде автобусом № 20, маршрутками 193, 193 Д нужно выйти на остановке « Овощная база» (перед конечной) и пройти через жилой массив до набережной к конечной остановке 412-ой маршрутки.

Описание автомобильной дороги:

На автомобиле: движемся от ст.м. Выдубичи по Столичному шоссе в сторону Конча-Заспы. Проезжаем Корчеватое, автоцентр «Мерсдес» и под автомобильным мостом – развязкой. После моста (не доезжая до КПП ГАИ » 100 м), там, где заканчивается разделительное заграждение, разворачиваемся на 180°, едем обратно 50м и поворачиваем направо за остановкой. Далее движемся все время по асфальтной дороге. Через 500 м проезжаем КП со шлагбаумом (въезд в заповедник Жуков Остров).

Я все удивляюсь сколько всего интересного окружает вокруг, было бы желание и время все посмотреть! Надеюсь, Вас заинтересуют Тоннели под Днепром и информация, и наши впечатления будут вам полезны! До новых встреч!

Спасибо, что читаете наш блог. До скорой встречи на страничках нашего Дневника Путешествий

Источник

Жуков остров сталинское метро

«Сталинское метро» или недостроенные железнодорожные тоннели под Днепром (часть 1)

Первый фотоотчет в новом году должен быть посвящен новогодней тематике. Но не сложилось. Ну что ж . Значит, не буду нарушать традицию начинать новый год обзорами заброшок. Фотоотчеты 2016г открывает эпический объект, киевский «баян» (или даже комплекс объектов). Давно планировал его исследовать, но засталкериты удалось лишь в конце прошлого года. Место достаточно известно. На эти Абандон даже устраивают официальные экскурсии. Возможно, если бы воспользовался услугами турфирм, то раньше бы здесь побывал. Но на экскурсиях показывают только два объекта с грандиозного комплекса сооружений. Если же исследовать самостоятельно, увидеть наможно больше. Правда, я потратил на это три вылазки (!). Потому что сооружения разбросаны по всему Киеву. Зато удалось побывать на четырех частях «Строительства №1» — недостроенных тоннелях под Днепром: Титул №10 (кессон на Оболони), Титул №6 (тоннель на Жуковом острове), Титул №3 (оголовок кессона) и Тутула №2 (тоннель на Осокорках).

Сами по себе сооружения, оставшиеся не очень большие (хотя это как сказать) и пустые (поскольку недострои). Поэтому писать отдельно о них нет смысла (хотя многие блогеры так и делают). К тому же для целостного восприятия стоит показать все сооружения в одном отчете. Ну а чтобы не занимать чужие фотки, и иметь представление о современном состоянии недостроенных железнодорожных тоннелей — решил исследовать больше объекты «Строительства №1». Ну и не менее весомые аргументы — популярность и безпалевность. Во времена, когда трудно найти нормальные абандоны — и такой вылазке был рад.

1. Титул №10, или кессон на Оболони. Единственный объект Северного железнодорожного туннеля под Днепром.

Эти объекты называют по-разному. И «Сталинское метро», и «Строительство №1», и «Титулы». Долгое время история этих сооружений была засекречена. Однако в архивах был найден документ, который приоткрыл завесу над странными недостроями на берегу Днепра. Этим документом было Постановление Совета Народных комиссаров УССР и ЦК ВКП(б)У «О Строительстве №1» 1938 г. . Как известно, Советский Союз хорошо готовился к военному нападению и Второй Мировой войне. Поэтому в 1938 г.. на Киевщине построили укрепрайон из дотов. А для обеспечения надежной переправы через Днепр Сталин весной 1938г. предложил построить два железнодорожных тоннельных перехода (Северный и южный) в районе Киева, для дублирования железнодорожных мостов. «Строительство №1» было самым большим оборонным строительством в те времена. В начале работ было задействовано 5 тыс. работников. А в 1940 году — уже 20 тыс.. Работы велись на огромной территории в радиусе 25 км.. Для строительства были построены душкомбинаты, общежития, подъездные пути (в том числе железнодорожные), линии электропередач, отделения сберкасс, организованы энергопоезда. Стройка была своеобразным государством в государстве. Для поддержания правопорядка была собственная охрана, отделение милиции и два оперативных пункта (!).

В первом полугодии 1939г намыли берега и провели укрепительные работы. Во втором полугодии 1939г проложили подъездные автомобильные и железнодорожные пути. В конце года начали строить кессоны. При строительстве тоннеля под Днепром в феврале 1941 года, на Титуле №4, произошла авария — проходческий щит вышел за пределы почвы дна в зону плывунов. Воздух с тоннеля вырвался на поверхность воды и тоннель затопило. Затем были работы по его восстановлению. Но Вторая Мировая война остановила строительство. Хотя работы велись вплоть до июля 1941го. Когда немцы добрались до Киева была дана команда законсервировать строительство. Проходческие щиты и тюбинги затопили, оборудование и технику вывезли по железной дороге. А что осталось засыпали землей. В августе 1944го было принято постановление о возобновлении строительства туннельного перехода. Но в 1949 году строительство было остановлено как нецелесообразное. Затем, в 1950-х пытались откачать воду из туннелей. Подняли неиспользованные трубы и тюбинги. Позже они были использованы на строительстве станций киевского метрополиитена («Вокзальная» и «Политехнический институт»).

Пост получился очень объёмным. Блог не пропускает. Поэтому пришлось разделить на две части. В этой части — Титул №10 и Титулы №2 и №3.

Источник

Жуков остров сталинское метро
Adblock
detector