Станция новослободская линия метро

Станции метро Новослободская и Менделеевская в Москве расположены на расстоянии примерно 3 километра на северо-запад от центра города (Кремль и Красная площадь). Вестибюли станций расположены на расстоянии примерно 300 метров друг от друга у Новослободской улицы. Станция Новослободская расположена на Кольцевой линии, а станция Менделеевская Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена. Станции соединены переходом и образуют пересадочный узел.

Описание станции

Станция «Новослободская» стала последней работой выдающегося архитектора А. Душкина, который принимал активное участие в строительстве Московского метрополитена.

Схема строительства «Новослободской» такая же, как у станции «Добрынинская». Ее отличительная особенность – чередование больших и малых арочных пролетов. Разница заключается только в том, что образованные в теле пилонов ниши было решено закрыть витражами, за которыми установили светильники. Этот прием позволил «дематериализовать» тяжелые несущие конструкции и создать ощущение легкости и невесомости.

Станцию украшают 32 витража, выполненные по рисункам П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская». Каждый витраж вставлен в рамку из отчеканенной позолоченной латуни. Аналогичные латунные пояса располагаются над арочными проходами на перроны. В верхней части каждого витража находится медальон.

На шести витражах изображены представители интеллигентных профессий – агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. Все остальные витражи изображают различные геометрические орнаменты.

Торцевую стену главного зала украшает мозаичное панно П. Корина «Мир во всем мире», на котором изображена женщина с младенцем на руках. До разоблачения культа Сталина его изображение находилось в верхней части панно, а к вождю протягивал руки ребенок. После прихода к власти Хрущева портрет удалили и вместо него изобразили пару парящих белых голубей.

В 2003 году на станции проводили реставрацию светильников, панно и витражей, после чего свет на станции стал более ярким, что не соответствует первоначальной задумке архитекторов, которые намеревались создать некий загадочный грот.

Цоколь пилонов обложен черным с белыми прожилками мрамором. Верх пилонов облицован прохоро-баландинским мрамором. Путевые станы тоже отделаны мрамором с труднопроизносимыми названиями: цокольная часть – «коркодино», верхняя – «коелга». Пол станции напоминает шахматную доску из черного «габбро» и серого гранита.

«Город на память». 404. Новослободская улица

15 октября 2020 года Фотопроект «Город на память». 404. Новослободская улица

В XVII веке между Дмитровкой и Бутыркой образовалась Новая Дмитровская слобода, отсюда возникло и название улицы — Новослободская. Если не принимать во внимание наличие крупнейшего в столице пенитенциарного учреждения — Бутырской тюрьмы — то улица очень домашняя и симпатичная: в начале ХХ века над архитектурой доходных домов потрудились такие мэтры, как Эрнст-Рихард Нирнзее, Михаил Крюков, Борис Альберти. Здесь же находятся и старинные храмы, и учебные заведения, и одна из самых красивых станций московского метро — «Новослободская».

Станция метро «Новослободская» открылась 30 января 1952 года, это последняя работа лауреата двух Сталинских премий Алексея Душкина, выполненная совместно с начинающим архитектором Александром Стрелковым. Авторы проекта стремились создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом, по словам Душкина, «что-то сказочное, декоративное».

Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. За входом расположен прямоугольный аванзал с кассами и выходом в боковой стене. Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами.

Один из предложенных вариантов оформления станции, эскиз 1950 года

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвеченных витража, окаймлённых сталью и золочёной латунью. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. На шести медальонах изображены советские люди за работой: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. Витражи выполнены латвийскими мастерами по эскизам художника Павла Корина.

При Собянине в метро пришли песни, танцы, перформансы

Начало Новослободской улицы. 1905-1909 гг.: https://pastvu.com/p/197649

Новослободская улица, 3 — торгово-офисный (2002) Новослободская улица, 3с3 — дом построен в 1840 году

Новослободская улица, 4 — торговый дом «Дружба», которым управляет китайская компания. На этом месте был разворотный автобусный круг, затем мелкооптовый рынок с продажей продуктов из транспортных контейнеров.

Конечная автобусов. 1991 год: https://pastvu.com/p/16428

Новослободская улица, 5 — административное здание (1904)

Новослободская улица, 10 — доходный дом И.Фидлера (1906-1910, архитектор В.Станкевич), на торцевой стене которого периодически появляются новые граффити

Новослободская улица, 11 — жилой дом (2002)

Новослободская улица, 12 — лепнина на доходном доме (1909-1913, архитектор С.Чернавский)

Новослободская улица, 14с1 — жилой дом (1917)

Новослободская улица, 16 — административно-торговое здание (2004)

В него встроен вестибюль станции «Менделеевская», в кассовом зале — памятник бездомной собаке, убитой живодёрами в переходе метро

Новослободская улица, 19 — административное здание (1860), не первый год стыдливо прикрытое то одной, то другой тряпочкой

Новослободская улица, 20 — здание из нескольких объёмов под одним общим номером

Новослободская улица, 21 — доходный дом (1914, архитектор Михаил Крюков) Новослободская улица, 23 — административно-офисное здание (2002), в нём находится ЦИМ — Центр имени Вс.Мейерхольда, оплот совресенного авангардного театра

На фото: фрик-шоу Александра Петлюры «Девяностые» в ЦИМе

Читайте также:  Ближайшее метро от меня идти пешком яндекс карты

Новослободская улица, 24с1 — бизнес- (2010)

Новослободская улица, 31с1 — жилой дом (1910)

Новослободская улица, 33 — доходный дом Зиновьи Золотарской (1911-1914, архитектор Э.Нирнзее)

Новослободская улица, 35 — жилой дом (1910)

Новослободская улица, 39 — новодел под старину (2008)

Новослободская улица, 39с3 — производственное здание (1900)

Новослободская улица. 1967 год: https://pastvu.com/p/1123 Автор: Юрий Ревич

Новослободская улица, 41 — на месте старой застройки вырос бизнес- (2000)

Баррикада на Долгоруковской. 1905 год: https://pastvu.com/p/267250 (на заднем плане дома 26 и 28 по Новослободской в современной нумерации)

Новослободская улица, 26с1 — жилой дом построен до 1917 года Новослободская улица, 28 — ещё одна современная стилизация (1996)

Новослободская улица, 34 — постройка 1860-х годов

Перекрёсток Новослободской с улицами Палиха и Лесная. Новослободская улица, 36с1 — жилой дом (1900)

Бутырская тюрьма. 1890 год: https://pastvu.com/p/295259

Во дворах Новослободской улицы скрывается комплекс зданий Бутырской тюрьмы, известной ещё с XVIII века. Тогда это был деревянный острог с башнями, в одной из которых закованный в цепи бунтовщик Емельян Пугачёв ждал казни. Губернский тюремный замок был построен по проекту Матвея Казакова, некоторые сооружения сохранились до наших дней и считаются памятниками истории и архитектуры.

Группа надзирателей Бутырской тюрьмы. 1897-1903 гг.: https://pastvu.com/p/787696

С 1868 года учреждение стало центральной пересыльной тюрьмой, через которую ежегодно проходило около 30 000 арестантов, в том числе и политические ссыльные. Писатель Лев Толстой, работая над романом «Воскресение», расспрашивал надзирателей Бутырки о тюремном быте и даже прошёл с этапом от тюрьмы до Николаевского вокзала. В 1908 году в «Бутырке» выступил иллюзионист Гарри Гудини, сумевший освободиться от цепей и кандалов и вылезти из транспортного контейнера для перевозки заключённых. В качестве арестантов в разные годы в тюрьме побывали Владимир Маяковский, Феликс Дзержинский, Нестор Махно, Осип Мандельштам, Сергей Королёв, Александр Солженицын, Кокорин и Мамаев, а также другие известные исторические личности.

Бутырская тюрьма. 2000 год: https://pastvu.com/p/20017 Источник: Центральный музей Истории МВД России

Расположение действующей тюрьмы в центре города для современной Москвы — это нонсенс, её старинные здания со своеобразной историей теоретически могли бы стать туристическим объектом. ФСИН уже получала предложения от инвесторов о приобретении зданий, но строительство нового следственного изолятора вместо «Бутырки» оказалось слишком затратным и сделки не состоялись.

Новослободская, 47. 1934 год: https://pastvu.com/p/7687

Здание построено в 1932 году для правоохранительных органов в качестве служебного корпуса при тюрьме и состоит из нескольких объёмов. Часть здания строилась как клуб, здесь, к примеру, проходили новогодние ёлки для детей, а сейчас это Культурный центр ГУВД.

Строительство дома 50. 1952 год: https://pastvu.com/p/5330

Финальный участок Новослободской улицы застраивался сталинками в 1930-1950-е годы

Новослободская улица, 50с2 — жилой дом (1954, архитектор А.Сурис, конструктор А.Гохбаум)

А старые дома после реставрации обретают вторую жизнь. Новослободская улица, 52 — жилой дом (1888)

Новослободская улица, 54с1 — жилой дом (1892) до и после реставрации, во дворе также сохранилась дореволюционная застройка

Новослободская улица, 54 — жилой дом (1950)

Новослободская улица, 57 — жилой дом (1948)

Новослободская улица, 67 — жилой дом (1935)

Новослободская улица, 71 — жилой дом (1914)

Скорбященский монастырь. 1900-1901 гг.: https://pastvu.com/p/634497

В середине XIX века территория между Бутырской тюрьмой и Бутырской заставой Камер-Коллежского вала представляла собой редко застроенную сельскую местность, а крупнейшее домовладение в округе, к северу от Вадковского (тогда Витковского) переулка занимала усадьба князя Владимира Голицына. По преданию, на этих землях некогда уединялся отшельник Василий Блаженный.

В 1856 году княгиня Прасковья Голицына учредила в своей усадьбе домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», через несколько лет открылся приют для иногородних монахинь, в стенах голицынского дома открылась больница — так рождался женский Скорбященский монастырь. Основан он был в 1891 году одновременно с закладкой пятиглавого здания собора с колокольней, фрагмент которого сохранился до наших дней.

Проектировал собор архитектор Иван Владимиров. Внутри храм был богато украшен четырехъярусным иконостасом и киотами изящной работы — во время экспроприации ценностей только серебра большевики вывезли 19 пудов. После революции на территории монастыря квартировала кавалерийская часть, но и монахини остались жить в обители, организовавшись в швейную артель.

Среди снесённых советской властью монастырских построек оказались трапезный корпус, церковная школа, хозяйственные здания, а также красивая кирпичная ограда. Никакой логики в сносе практически новых зданий не просматривается, им вполне можно было найти применение и при новой власти. Собор Всемилостивого Спаса стал одним из корпусов созданного в 1930 году Московского станкоинструментального института, сохранился и бывший рукодельный корпус с монашескими кельями (1911, архитектор Сергей Ильинский). В 1980 году собор планировался под снос, но его отстоял тогдашний ректор СТАНКИНа Соломенцев (по другой информации, здание спасло вмешательство художника Ильи Глазунова). Ещё в девяностые годы в бывшем храме размещались склады, конференц-зал и машинный зал, где работали электронно-вычислительные машины. Сейчас помещения занимает некая юридическая контора. А вот рукодельный корпус возвращён Русской Православной Церкви, в нём проводятся богослужения.

Читайте также:  Метро топлистан какой линия

Новослободская улица, 58к5 — рукодельный корпус с кельями

Как водится, при монастыре основали кладбище, на котором было похоронено, по разным данным, от 1000 до 2500 усопших, в том числе и известные люди — адвокат Фёдор Плевако, крупный промышленник Николай Второв, купец Константин Казначеев, историк Дмитрий Иловайский, публицист Владимир Грингмут, архитектор Василий Сретенский, философ Николай Фёдоров.

Некрополь Скорбященского монастыря. Семейное захоронение Плевако. 1915 год: https://pastvu.com/p/279578

Осквернения могил и склепов были нередки в 1920-1930-е годы, монастырское кладбище не было отгорожено от находившихся здесь студенческих общежитий Тимирязевки и рабочего посёлка треста «Жиркость». А в 1930 году кладбище было ликвидировано, некоторые захоронения перенесены на другие погосты, а «на костях» открыли детский парк имени Зуева (сейчас парк называется Новослободским).

Источник



Станция «Новослободская»

Станция открылась 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» Кольцевой линии. Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Руководила строительством легендарная метростроевка — Татьяна Викторовна Федорова . Она первая и пока единственная в коллективе Метростроя женщина, которая в течение 12 лет возглавляла шахту и строительно-монтажное управление, была заместителем начальника Метростроя.

На тему транспорта хочу добавить, что обязательно прочитайте интервью с Максимом Лискутовым на Эхе. Он руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Рассказывает об общественном транспорте, о парковках, о выделенных полосах для ОТ, о едином билете и о многом другом.

Парковки, выделенные полосы, мегаштрафы — это хорошо и нужно. Но мы не должны забывать о том, что проезд в общественном транспорте должен быть комфортным и удобным. Кондиционер, удобные средства оплаты не должны быть нечто из области фантастики. Самый большой фейл в этой области — это разные проездные билеты на метро и наземный ОТ. Билет должен быть един на все виды транспорта, включая электричку. Должны быть суточные билеты, билеты выходного дня и много других видов, чтобы платить за проезд было удобно и комфортно. Увы, пока этого нет.

Кстати, а что вам не хватает в метро, что бы вы изменили?

Ну а пока вернемся к Новослободской. Обои традиционно в комплекте.

1. В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно было удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби.

Источник

КАРТА — МОСКВА У МЕТРО путеводитель по москве

Станция «Новослободская» стала последней работой выдающегося архитектора А. Душкина, который принимал активное участие в строительстве Московского метрополитена.

Схема строительства «Новослободской» такая же, как у станции «Добрынинская». Ее отличительная особенность – чередование больших и малых арочных пролетов. Разница заключается только в том, что образованные в теле пилонов ниши было решено закрыть витражами, за которыми установили светильники. Этот прием позволил «дематериализовать» тяжелые несущие конструкции и создать ощущение легкости и невесомости.

Станцию украшают 32 витража, выполненные по рисункам П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская». Каждый витраж вставлен в рамку из отчеканенной позолоченной латуни. Аналогичные латунные пояса располагаются над арочными проходами на перроны. В верхней части каждого витража находится медальон.

На шести витражах изображены представители интеллигентных профессий – агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. Все остальные витражи изображают различные геометрические орнаменты.

Торцевую стену главного зала украшает мозаичное панно П. Корина «Мир во всем мире», на котором изображена женщина с младенцем на руках. До разоблачения культа Сталина его изображение находилось в верхней части панно, а к вождю протягивал руки ребенок. После прихода к власти Хрущева портрет удалили и вместо него изобразили пару парящих белых голубей.

В 2003 году на станции проводили реставрацию светильников, панно и витражей, после чего свет на станции стал более ярким, что не соответствует первоначальной задумке архитекторов, которые намеревались создать некий загадочный грот.

Цоколь пилонов обложен черным с белыми прожилками мрамором. Верх пилонов облицован прохоро-баландинским мрамором. Путевые станы тоже отделаны мрамором с труднопроизносимыми названиями: цокольная часть – «коркодино», верхняя – «коелга». Пол станции напоминает шахматную доску из черного «габбро» и серого гранита.

Источник

станция Новослободская

Метро «Новослободская» расположена между станциями «Проспект Мира» и «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена.

История станции

Станция была открыта 30 января 1952 года и вошла в состав участка «Белорусская» — «Курская».

История названия

В XVI-XVII веках на территории Новой Дмитровской слободы вдоль дороги на Дмитров появилась новая улица, которой дали название «Новослободская». Современная станция метро «Новослободская» располагается в начале этой улицы и названа в ее честь.

Описание станции

Станция «Новослободская» стала последней работой выдающегося архитектора А. Душкина, который принимал активное участие в строительстве Московского метрополитена.

Читайте также:  От царицы но до метро

Схема строительства «Новослободской» такая же, как у станции «Добрынинская». Ее отличительная особенность – чередование больших и малых арочных пролетов. Разница заключается только в том, что образованные в теле пилонов ниши было решено закрыть витражами, за которыми установили светильники. Этот прием позволил «дематериализовать» тяжелые несущие конструкции и создать ощущение легкости и невесомости.

Станцию украшают 32 витража, выполненные по рисункам П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская». Каждый витраж вставлен в рамку из отчеканенной позолоченной латуни. Аналогичные латунные пояса располагаются над арочными проходами на перроны. В верхней части каждого витража находится медальон.

На шести витражах изображены представители интеллигентных профессий – агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. Все остальные витражи изображают различные геометрические орнаменты.

Торцевую стену главного зала украшает мозаичное панно П. Корина «Мир во всем мире», на котором изображена женщина с младенцем на руках. До разоблачения культа Сталина его изображение находилось в верхней части панно, а к вождю протягивал руки ребенок. После прихода к власти Хрущева портрет удалили и вместо него изобразили пару парящих белых голубей.

В 2003 году на станции проводили реставрацию светильников, панно и витражей, после чего свет на станции стал более ярким, что не соответствует первоначальной задумке архитекторов, которые намеревались создать некий загадочный грот.

Цоколь пилонов обложен черным с белыми прожилками мрамором. Верх пилонов облицован прохоро-баландинским мрамором. Путевые станы тоже отделаны мрамором с труднопроизносимыми названиями: цокольная часть – «коркодино», верхняя – «коелга». Пол станции напоминает шахматную доску из черного «габбро» и серого гранита.

Технические характеристики

Станция метро «Новослободская» – трехсводчатая пилонная глубокого заложения станция (40 метров), которая имеет только одну платформу.

Вестибюли и пересадки

В 1988 году на станции был открыт подземный переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Вестибюль станции расположен на перекрестке улиц Селезневская и Новослободская. Вход в вестибюль выполнен в виде колонного портика и обложен мрамором серого цвета.

Интересно

С 6 ноября 1983 года до 1 января 1989 года станция «Новослободская» была единственной беспересадочной станцией Кольцевой линии.

Точно такие же люстры, которые можно наблюдать на «Новослободской», установлены в Санкт-Петербурге на станции метро «Площадь Восстания».

Метро «Новослободская» встречается в кино и литературе. В фильме «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» есть сцена, снятая на этой станции. Примерно на сороковой минуте фильма Эрик Лассард в сопровождении своего русского родственника выходит из вагона метро.

Герой романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий обменивается телами с Ольгой именно на станции «Новослободская».

Все витражи станции изготавливались в Латвии. В России просто не было мастеров, занимающихся таким видом искусства, да и стекол, собственно говоря, тоже не было. Рижские художники использовали для витражей стекла, предназначенные для костелов. Идея украшения станции витражами, которые ассоциировались у советских руководителей только с культовыми сооружениями, была очень спорной, но результат превзошел все ожидания. Москвичи восприняли витражи как картины некоего подводного сказочного царства.

Источник

Новослободская (станция метро, Москва)

Москва Новослободская 1.jpg

Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Расположена на ПК 145+84,5.

Содержание

Разработчики проекта

Архитекторы

А. Н. Душкин, А. Ф. Стрелков.

Художник

Павел Дмитриевич Корин.

Инженеры-конструкторы

Б. М. Прикот, А. И. Семёнов.

Конструкция

Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.

Название

Названа по одноимённой улице.

Пересадки

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Выход в город

  • На Селезнёвскую и Новослободскую улицы.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Пилоны облицованы белым каркодинским уральским мрамором. Пол выложен белыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке.

Станцию украшают 32 оригинальных витража из разноцветного стекла внутри пилонов, обрамлённые сталью и золочёной латунью и освещаемые изнутри. Их по два на каждом пилоне — в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных — геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены по эскизам Павла Корина в Риге, в мастерских Латвийского отделения Художественного фонда СССР (художники Э. Я. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Х. М. Рысин, Э. Крестс).

Торцевую стену станции украшает сделанное по его эскизу мозаичное панно «Мир во всём мире». Оно изображает счастливую мать с ребёнком на руках; при Хрущёве с панно было удалено лицо Сталина, к которому протягивал руки ребёнок.

В 2003 году была проведена реставрация витражей, люстр и торцевого панно.

Роль в культуре

В романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий производит обратный обмен телами с Ольгой в центре «Новослободской».

Источник

Станция новослободская линия метро
Adblock
detector