Станция метро им ленина
Станция «Библиотека Ленина» изначально должна была представлять собой гигантский подземный памятник пролетарскому вождю, перекликаясь со зданиями библиотеки и позднее — Дворцом Советов.
1. «Библиотека имени Ленина» — станция Сокольнической линии, расположена между станциями «Охотный ряд» и «Кропоткинская».
2. Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения — 12 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с отделкой из монолитного бетона. Посадочный зал перекрыт единым сводом (такая конструкция была впервые применена именно на этой станции). Толщина грунта над сводом всего 2 — 3,5 метра. Длина станции — 160 метров, горизонтальное сечение станции — 19,8 метров, поперечное — 11,7 метров.
3. В 1937 году был построен переход на станцию «Улица Коминтерна» (сейчас «Александровский сад»). Таким образом, станция является одной из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена. В 1946 году переход был реконструирован. В 1953 году к нему был пристроен аванзал и эскалаторный ход со станции «Арбатская».
4. В 1958 году, с повторным открытием станции «Калининская» («Александровский сад»), были восстановлены переходы на неё. В начале 1960-х годах старый восточный вестибюль был разобран, на его месте сооружён новый, также была построена сеть подземных переходов, выводящая к кассам Кремлёвского дворца и Александровскому саду. В то же время построен и мостик в центре зала, выводящий к переходу на станции «Александровский сад» и «Арбатская». В 1984 году под западным вестибюлем был сооружён общий аванзал с новой станцией «Боровицкая».
5. Станция входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве и является пересадочной на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Пересадка на станции «Арбатская» и «Александровский сад» осуществляется через восточный аванзал, а также через лестницу в центре зала. Через них же осуществляется выход в совмещённые вестибюли (наземный и подземный) станций «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина». Через западный аванзал станция соединяется со станцией «Боровицкая», а также с наземным вестибюлем, расположенным рядом со зданием Российской государственной библиотеки. Он также является совмещённым.
Формально ни один из вестибюлей пересадочного узла не считается вестибюлем станции «Библиотека имени Ленина».
Источник
Станция «Библиотека имени Ленина». Прогулка по метро (23 фото)
Станция «Библиотека имени Ленина» — первая односводчатая станция Московского метро, была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди. Сооружена по индивидуальному проекту.
Несмотря на свое мелкое заложение (глубина заложения — 12 метров) она была возведена закрытым, горным способом с обделкой стен из монолитного бетона, а свода из бутового камня. Такую технологи пришлось применить, так как власти города запретили перекрывать Моховую улицу, важную транспортную артерию столицы.
На этой станции не планировали крупный пересадочный узел. Так называемый центральный пересадочный узел по первоначальным планам должен был быть находится на станции «Охотный ряд». Поэтому ширина платформы тут всего лишь восемь метров. Ну и ширина улица тоже не позволяла сделать станцию шире. А исторически сложилось так, что именно тут находится аж 4 станции и наша станция просто не может принять всех пассажиров. Поэтому, например, на подъеме со станции «Боровицкая» в час пик включают только один эскалатор, создавая пробку в более безопасном месте. В противном случае пассажиры просто начнут падать с узкой платформы.
Так же на этой станции впервые применили подвесной зонт вместо внутренней оклеечной гидроизоляции. Т.е. свод станции пропускает воду, но по зонту отводится в дренажную систему. Плюс под поверхностью мостовой была уложена монолитная бетонная плита, которая играет роль зонтика — она отводит воду за габаритные размеры станции. Не знаю, правда, что сейчас с ней, может давно уже как решето.
Источник
Метро «Библиотека имени Ленина»
«Библиотека имени Ленина» – это уникальная станция Московского метрополитена, входящая в состав самого крупного пересадочного узла. Была введена в эксплуатацию 15 мая 1935 года совместно с другими станциями первой очереди строительства метро. Входит в состав Сокольнической линии. В настоящее время одна из популярных и многолюдных станций в Москве. В среднем суточный пассажиропоток «Библиотеки имени Ленина» – около 350 тысяч человек.
Расположение
«Библиотека имени Ленина» находится в центре Москвы в Тверском районе рядом с Моховой улицей. Соседние станции – «Охотный ряд» и «Кропоткинская».
Проектирование и строительство
Проект станции был создан архитекторами С. Сулиным и А. Гонцкевичем. «Библиотека имени Ленина» – станция мелкого заложения с одной островной платформой. На момент открытия конструкция станции выглядела очень необычно: там нет колонн и пилонов. Она стала первой в Московском метрополитене станцией с единым сводом.
К созданию новейшей технологии привели непростые обстоятельства: в месте проведения работ под Моховой улицей обнаружили глиняно-песчаный грунт. Пришлось вести строительство закрытым способом, так как свободного пространства на поверхности катастрофически не хватало. Кроме того, власти столицы не могли допустить остановки движения транспорта по главной магистрали центра Москвы ни на один день. Все строительные работы начали в 1934 году и проводили под землёй на углу улиц Моховая и Воздвиженка. Работники Метростроя столкнулись со множеством трудностей, а из-за особенностей грунта возникла серьёзная угроза обрушения исторических зданий в центральной части города. Дорожное покрытие тех лет было недостаточно качественным, чтобы задерживать воду, и влага часто проникала в шахты.
Строительство проходило на глубине 12 метров. Станция «Библиотека имени Ленина» сооружена по индивидуальному проекту горным способом с отделкой монолитным бетоном.
Особенности названия
Станцию назвали в честь расположенной неподалёку Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, которую в 1992 году переименовали в Российскую государственную библиотеку. Как и в середине прошлого века, эта библиотека считается самой крупной в России.
Интересно, что в начале 90-х поступило предложение поменять название станции на «Моховую», но идея не была одобрена.
Архитектура
Создатели проекта считали, что станция должна быть такой же красивой и монументальной, как Государственная библиотека, рядом с которой построен подземный объект. Залы «Библиотеки имени Ленина» служили парадным входом в главное хранилище книг российской столицы.
Главный свод центрального зала выполнен в светлых тонах и кессонирован квадратами с рельефом. Для освещения повешены шарообразные люстры и несколько рядов круглых светильников. Стены вдоль путей облицованы светлым керамогранитом жёлто-бежевого оттенка. Над поверхностью выступают коричневые мраморные пилястры, изображающие подобие колонн и скрывающие опоры арок свода. Там же повешены продолговатые панели в форме темно-серых прямоугольников, на которых первоначально располагались схемы Московского метрополитена. После того, как столичное метро значительно увеличилось за счёт появления большого количества новых станций, размещать изображения линий прекратили. Сейчас эти элементы декора никак не задействованы в функционале станции.
На стене в восточном аванзале есть мозаика с портретом В. И. Ленина, выполненная знаменитым художником Г. И. Опрышко в начале 70-х годов. Изображение вождя зеркально повторяет акварель Н. А. Андреева 1922 года.
Интерьер станции окружает множество тайн. Некоторые люди убеждены, что изначально на полу был паркет, а затем его поменяли асфальт. Этот факт не доказан, и фотографии тех лет не позволяют подтвердить его или опровергнуть. Из проверенных источников известно, что покрытие пола изначально было асфальтовым, а потом гранитным.
В мраморной облицовке станции «Библиотека имени Ленина» встречаются древние останки различных морских обитателей. Наибольшее количество окаменелостей находится в торце центрального зала рядом с переходом на станцию «Боровицкая». Там можно увидеть древних раковин, моллюсков и гастропод, образующих в красном мраморе удивительные узоры. Материал для отделки стен привозили из Кавказа и Крыма.
Перед пуском первых поездов были построены два вестибюля на поверхности. Северный находился на углу улиц Моховая и Воздвиженка. Для него использовали те же архитектурные решения, как и для Государственной библиотеки. Этот вестибюль был уничтожен в 70-х годах, а на его месте появился обыкновенный подземный переход.
Южный вестибюль располагался рядом с домом Пашкова, который был отдан под Российскую государственную библиотеку. Это необычное здание со сложной конструкцией. На каждом из окон – витражные буквы «М», обозначающие метро. В середине 80-х годов вестибюль реконструировали и начали использовать для выхода пассажиров со станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Сегодня у «Библиотеки имени Ленина» нет ни одного собственного вестибюля. Войти на станцию возможно через любой из двух перечисленных выходов. Все наземные и подземные вестибюли совмещённые.
В первое время после открытия станция не отличалась сильной загруженностью. В 1958 году в центре зала соорудили лестницу, по которой пассажиры могут перейти на Филевскую и Арбатско-Покровскую линии Московского метрополитена. Узкая восьмиметровая платформа не была рассчитана на большой пассажиропоток. Центральный транспортный узел первоначально планировали сделать на станции «Охотный ряд».
Сейчас «Библиотека имени Ленина» – это одна из четырёх станций крупнейшего пересадочного узла в Московском метрополитене. Оборудованы переходы на три разных станции: «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии (с 1953 года) и «Александровский сад» Филёвской линии (с 1937 года) через Восточный аванзал или по лестницам в центральном зале «Библиотеки имени Ленина», а также «Боровицкую» Серпуховско-Тимирязевской линии (с 1986 года) через западный аванзал.
Интересные факты
- «Библиотека имени Ленина» – первая односводчатая станция метро в Москве.
- Первый переход в Московском метрополитене был построен в 1937 году между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» (в настоящее время называется «Александровский сад»).
- Существует легенда, согласно которой в момент открытия на станции пол в центральном зале был покрыт паркетом. Подтверждений этим догадкам до сих пор не найдено.
- Изначально не планировали включать «Библиотеку имени Ленина» в состав транспортного узла, поэтому платформу сделали достаточно узкой – всего восемь метров шириной.
- Архитектор АлександрГорцкевичскончался за несколько дней до введения станции в эксплуатацию, и не смог увидеть окончательный вариант своей работы.
Со станции метро «Библиотека имени Ленина» пассажиры выходят на старейшие улицы Москвы — Моховую и Воздвиженку. Поблизости расположены главные достопримечательности столицы: комплекс Московского Кремля, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Музей книги, Оружейная палата, галереи всемирно известных художников, Манеж, Государственный Кремлёвский дворец и многие другие интересные места.
Источник
Станция метро им ленина
Станция «Библиотека Ленина» изначально должна была представлять собой гигантский подземный памятник пролетарскому вождю, перекликаясь со зданиями библиотеки и позднее — Дворцом Советов.
1. «Библиотека имени Ленина» — станция Сокольнической линии, расположена между станциями «Охотный ряд» и «Кропоткинская».
2. Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская». Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения — 12 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с отделкой из монолитного бетона. Посадочный зал перекрыт единым сводом (такая конструкция была впервые применена именно на этой станции). Толщина грунта над сводом всего 2 — 3,5 метра. Длина станции — 160 метров, горизонтальное сечение станции — 19,8 метров, поперечное — 11,7 метров.
3. В 1937 году был построен переход на станцию «Улица Коминтерна» (сейчас «Александровский сад»). Таким образом, станция является одной из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена. В 1946 году переход был реконструирован. В 1953 году к нему был пристроен аванзал и эскалаторный ход со станции «Арбатская».
4. В 1958 году, с повторным открытием станции «Калининская» («Александровский сад»), были восстановлены переходы на неё. В начале 1960-х годах старый восточный вестибюль был разобран, на его месте сооружён новый, также была построена сеть подземных переходов, выводящая к кассам Кремлёвского дворца и Александровскому саду. В то же время построен и мостик в центре зала, выводящий к переходу на станции «Александровский сад» и «Арбатская». В 1984 году под западным вестибюлем был сооружён общий аванзал с новой станцией «Боровицкая».
5. Станция входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве и является пересадочной на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Пересадка на станции «Арбатская» и «Александровский сад» осуществляется через восточный аванзал, а также через лестницу в центре зала. Через них же осуществляется выход в совмещённые вестибюли (наземный и подземный) станций «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина». Через западный аванзал станция соединяется со станцией «Боровицкая», а также с наземным вестибюлем, расположенным рядом со зданием Российской государственной библиотеки. Он также является совмещённым.
Формально ни один из вестибюлей пересадочного узла не считается вестибюлем станции «Библиотека имени Ленина».
Источник
Станция метро "Библиотека им. Ленина" в Москве
Прошло более 80 лет со дня открытия первых станций Московского метрополитена (май 1935 года). С каждым годом актуальность подобного подземного транспорта возрастает. Все больше людей предпочитают подземный способ передвижения, что связано с многочисленными и постоянными пробками на автодорогах.
Московское метро похоже на подземный город или, точнее, на города. Здесь каждая станция имеет свою самобытную историю, а некоторые из них получили свои имена согласно названиям улиц и прочих объектов, расположенных на поверхности рядом с метро.
В статье представлена информация об одной из самых старых станций метро – «Библиотека имени Ленина».
Общая информация о московском метро
Московский метрополитен – один из самых надежных, удобных и красивых в мире. Более сорока его станций имеют статус архитектурных шедевров. Они представляют собой объекты культурного наследия в региональном значении.
История метрополитена тесно связана с многочисленными событиями, произошедшими в стране. Особенно хорошо это можно прочувствовать, путешествуя по станциям в сопровождении гида, рассказывающего об истории строительства, о символах, заключенных в элементах, присутствующих в оформлении залов.
Практически все станции метрополитена уникальны по-своему. Каждая из них хорошо продумана как в техническом и инженерном плане, так и в художественно-декоративном оформлении.
Станция метро «Библиотека имени Ленина»
Изначально станция должна была представлять гигантский подземный памятник, посвященный пролетарскому вождю В. И. Ленину. Местоположение ее – между «Кропоткинской» и «Охотным рядом».
Эта станция – первая из односводчатых в московском метро. Ее подземный зал находится под улицей Моховая. Вестибюли выходят к ранее одноименной библиотеке (нынешнее наименование – Российская Государственная Библиотека). Проект станции создан известным архитектором А. И. Гонцкевичем.
Конструкция этой станции имеет мелкое заложение (всего лишь 12 метров составляет ее глубина). Способ сооружения – горный, отделка основы – монолитный бетон. Зал посадочный перекрыт единым сводом, над которым толщина грунта равна всего лишь 2 — 3,5 метрам. Протяженность станции в длину составляет 160 метров.
В административном отношении станция размещена на территории Тверского района (Центральный округ г. Москвы).
Немного из истории строительства
Переход на станцию метро «Улица Коминтерна» (современное название – «Александровский сад») был проложен еще в 1937 году. С того момента станция метро «Библиотека имени Ленина» (фото представлено в статье) стала одной из 2-х первых пересадочных в Московском метрополитене. Тот переход в 1946 году был реконструирован, а аванзал и эскалаторный путь со станции «Арбатская» были достроены в 1953 году.
После очередного открытия в 1958 году станции, называемой на тот момент «Калининской» (современное название «Александровский сад»), были отремонтированы и переходы на нее. Старый восточный вестибюль в 60-х годах был разобран, и вместо него был построен новый. Одновременно была сооружена и сеть подземных переходов. Они стали выводить пассажиров к Александровскому саду и к кассам Кремлевского дворца. Также был построен в самом центре зала мостик, выводящий к переходам, идущим к станциям «Александровский сад» и «Арбатская». Под западным вестибюлем станции метро «Библиотека имени Ленина» в 1984 году был сооружен общий аванзал и новая станция «Боровицкая».
Оформление и отделка
Стены путевые имеют отделку из керамической плитки и мрамора желтого цвета. Изначально, на момент открытия станции, полы центрального зала были покрыты паркетом. Затем покрытие сделали асфальтовым, а в последующем полы были выполнены из серого гранита. Свод зала, освещаемого круглыми светильниками, оформлен клеточным рисунком.
Восточный аванзал украшен портретом В. И. Ленина (мозаика), выполненным в 70-х годах художником Г. И. Опрышко.
Следует отметить, что в облицовке можно заметить следы древнейших окаменелостей, о которых в своей научной книге «Занимательная минералогия» писал А. Е. Ферсман (советский и российский ученый-минералог). Им отмечено, что в крымском мраморе красноватого оттенка можно увидеть окаменелые останки ракушек, улиток. Представляют они остатки жизни древнейших южных морей, воды которых когда-то, много миллионов лет назад, покрывали территории всего Кавказа и Крыма.
Вестибюли и пересадки
Станция московского метро «Библиотека имени Ленина» – пересадочная на следующие станции:
- «Арбатская» (линия Арбатско-Покровская);
- «Александровский сад» (линия Филевская);
- «Боровицкая» (линия Серпуховско-Тимирязевская).
Очень удобна в плане пересадок станция метро «Библиотека имени Ленина». Выходы и переходы удобны и многочисленны. К станции «Арбатская» переход осуществляется через зал восточный, и через лестницу, находящуюся в центре посадочного зала. Таким же путем можно перейти к метро «Александровский сад», а также осуществить выход в наземный и подземный совмещенные вестибюли «Библиотеки имени Ленина» и «Александровского сада». Западный аванзал соединяется с наземным вестибюлем у здания РГМ и со станцией «Боровицкая». Следует отметить, что ни один из представленных вестибюлей этого пересадочного узла формально не относится к вестибюлям метро «Библиотека имени Ленина».
Окрестности станции
Самые главные достопримечательности Москвы находятся в центре города. Как добраться? От метро «Библиотека имени Ленина» до самых знаменитых исторических мест столицы совсем близко.
Выйдя из станции метро, можно посетить следующие достопримечательности:
- РГБ (библиотека).
- Александровский сад, расположенный у стен Кремля.
- Кремль – главная достопримечательность столицы, на территории которой расположен музей Московский кремль.
- Красная площадь (приблизительно 600 метров от метро).
- Собор Василия Блаженного – знаменитая церковь Москвы (от станции около 100 метров).
- Самый большой исторический музей России, расположенный на Красной площади (расстояние от метро приблизительно 500 метров).
В заключение об интересных фактах
Метро является местом, окутанным тайнами, слухами и историями.
В наименовании станции метро Москвы «Библиотека им. Ленина» на обеих буквах «Б» есть 2 одинаковых странных отверстия непонятного происхождения. Их возникновение объясняют две истории (скорее всего, они относятся к разряду городских легенд). Одна из них рассказывает о том, что примерно 20 лет назад, ночью перед закрытием метро на станции произошла какая-то перестрелка. Вторая история гласит о том, что эти «автографы» были оставлены двумя нетрезвыми мастерами-ремонтниками, пытавшимися на спор вогнать в эти буквы дюбели.
А вообще, метрополитен в столице России мог появиться еще во времена царского правления, так как самые первые проекты датируются 1890 годом. Сооружению подобного объекта на тот момент помешало духовенство. Оно сделало заявление о том, что человек, который создан по божьему образу и подобию, спустившись в преисподнюю, может себя унизить.
Источник