Самое первое метро страна

В прошлом и позапрошлом годах я разместил в этом журнале несколько заметок о городском пассажирском транспорте эпохи стимпанка — омнибусах, конках, паровых омнибусах и паровых трамваях. Но цикл будет неполным без упоминания о паровом метро. Единственным городом, который обзавелся этим во всех смыслах угарным сооружением, был Лондон, что и неудивительно, поскольку его жителей, с детства привыкших к смогу, нисколько не пугали дымные тоннели и закопченные станции.

Однако больше на такое никто не решился, а все последующие подземные метрополитены сразу строились в расчете на электротягу. В Лондоне же, паровозы продолжали водить пассажирские составы по старым линиям вплоть до начала ХХ века. Заметку об этом британском феномене уместно дать именно сегодня, поскольку торжественное открытие первой шестикилометровой линии лондонской поздемки состоялось 10 января 1863 года.

Интересно, что, изначально по ней планировали пустить оригинальные «бездымные» паровозы, специально спроектированные для этой цели инжнером Фаулером. Эти локомотивы должны были поднимать давление пара в котле еще в депо, до выхода на линию, потом — заглушать топку, а дальнейшее парообразование обеспечивалось специальным термоаккуулятором, основу которого составляли окружавшие котел раскаленные кирпичи. Кроме того, паровоз Фаулера оснащался пароконденсаторами и емкостями для воды, то есть, работал по замкнутому циклу.

Однако расчеты изобретателя не оправдались. Проведенные в 1862 году испытания показали, что кирпичный термоаккумулятор оказался неэффективным, при погашенной топке давление пара быстро снижалось и локомотив мог проехать лишь незначительное расстояние. Поэтому на фирмах «Вулкан», «Суиндон» и «Китсон» для метро заказали 22 обычных паровоза, аналогичных тем, что ходили по наземным железным дорогам. Эти машины не только сильно дымили, но и парили, так как отработанный пар просто выбрасывался из цилиндров.

Каждому из метропаровозов, по тогдашней традиции, дали собственное наименование, причем паровозы «Суиндона» носили «растительные» имена: «Роуз», «Вайолет», «Шеймрок», «Азалия» и т.д. Машины «Вулкана» получили названия насекомых, например, «Уосп», «Хорнет» и «Москито», а изделиям «Китсона» присвоили монаршие титулы: «Кайзер», «Хан», «Бей», «Шах» и «Царь» (Czar). Так что, один из первых в мире метропоездов водил локомотив, названный в честь российского самодержца. Думаю, об этом сейчас даже в Лондоне мало кто знает.

К сожалению, ни одного такого паровоза не сохранилось, в 1870-е годы все они были списаны и отправлены на слом, а самый старый локомотив, хранящийся в Лондонском музее общественного транспорта, выпущен в 1877 году и относится к более позднему типу конденсаторных танк-паровозов с уменьшенным выбросом пара и экономным расходом воды.

Специальных вагонов для метро тоже не делали, подвижной состав предоставила железнодорожная компания GWR. Вагоны делились на три класса, при этом самый «нищебродский» третий класс передставлял собой обычные открытые грузовые платформы со скамейками. У них не было даже дверей, а чтобы попасть в вагон и выйти из него пассажирам приходилось перешагивать через борта.

Зато вагоны первого класса состояли из комфортабельных шестиместных купе с роскошной отделкой и мягкими кожаными диванами. В общем, всё как положено в жестоком мире чистогана. Каждое купе имело отдельный выход на платформу. Освещались они газовыми фонарями с питанием от баллонов со сжатым светильым газом и разводкой тонкими медными трубками. Вагоны второго класса тоже были закрытыми и купированными, но со скромной отделкой, уменьшенным количеством светильников и более тесной посадкой пассажиров.

Далее — подборка фотографий и рисунков, относящихся к строительству и раннему этапу эксплуатации первой в мире линии метро. А на заставке — разрез станции «Бейкер Стрит» в том виде, как она выглядела в 1863 году. Впрочем, судя по фотографиям, она и сейчас выглядит примерно так же.

Источник

10 января 1863 года в Лондоне открылась первая в истории линия метрополитена

К моменту открытия первая линия лондонского метро была 6 км в длину и насчитывала 7 станций, располагавшихся на 10-метровой глубине (под городским деловым центром Сити), и тянулась от Паддингтонского железнодорожного вокзала до вокзала Кингc-Кросс.

Первый публичный рейс в лондонском метро прошел на максимально высоком уровне. Среди почетных гостей первого поезда был наследник престола принц Уэльский Альберт Эдуард (будущий король Эдуард VII). Королеву Викторию пригласить не рискнули, дело было новое и опасное.

Специально для метро сэром и баронетом Джоном Фаулером был сконструирован паровоз без топки, его на остановках заправляли сжатым паром. Но на испытательных прогонах «безопасного» паровоза он из-за утечек пара едва не взорвался. В итоге паровозы в первом метро были обычные серийные конструкции сэра и баронета Дэниэла Гуча. Только крыши кабины у паровозов срезали для лучшего проветривания машиниста и кочегара в тоннеле. А что касается дворянских титулов инженеров, то они были не родовыми, а пожалованными — конструкторов паровых машин тогда ценили.

Читайте также:  Взрыв метро сейчас новости

Восьмиколесные деревянные вагоны были 1-го, 2-го и 3-го класса, но различались только тем, что публика в них была разная, и в 1-м классе висел не один газовый светильник, а два. Под крышей в вагонах были узкие окошки с непрозрачным стеклом. Их дизайнеры исходили из принципа: все равно под землей ничего не видно, — но добились лишь того, что их вагоны в народе прозвали padded cells, то есть герметичными, обитыми войлоком палатами для буйных в дурдоме. Однако сила английских традиций была такова, что нормальные окна в поездах лондонского метро появились только в 1920-х годах.

Первое метро строили открытым способом: рыли котлован, потом накрывали его перекрытиями, поэтому первые станции лондонского метро неглубокие. Первую ветку метро глубокого залегания (41 м) соорудили под Темзой в 1869 году с помощью стального проходческого щита. Разные участки метро строили разные акционерные компании, но все они экономили и не выходили за рамки необходимого: о просторе для пассажиров под землей никто не помышлял. Только после Второй мировой войны метро было национализировано, с 2000 года оно субъект государственно-частного партнерства. В итоге из-за узости платформ и переходов, низких потолков на станциях и в тоннелях лондонское метро получило в народе название Tube («Труба»), которое со временем стало официальным: на вывесках-указателях при входе его так и именуют.

В начале ХХ века лондонское метро начали переводить на электрическую тягу и встал вопрос, какой ток использовать — постоянный или переменный. Выбрали постоянный. При нем число элементов электрооборудования, задействованных в механизме локомотива поезда, сводилось к минимуму: там было достаточно иметь только электродвигатель и реостат к нему. Конечно, неизбежны были потери электроэнергии за счет того, что для передачи одинаковой мощности при постоянном токе требуется больший ток, а чтобы избежать потерь надо увеличивать сечение проводов и уменьшать расстояние между тяговыми подстанциями до нескольких километров. Для тяжеловесных составов на местности с подъемами такая инфраструктура электрификации критически невыгодна, но в метро она оказалась вполне приемлемой и используется во всех крупных метрополитенах мира. Тем более что часть электроэнергии можно экономить: электродвигатели постоянного тока позволяют при торможении возвращать энергию в цепь, то есть за счет торможения поезда у платформы идет разгон другого поезда на другой платформе.

Сегодня лондонское метро меньше, чем наполовину осталось под землей, 55% процентов его протяженности — это линии «легкого метро», на поверхности. По протяженности лондонская подземка сейчас на четвертом месте в мире (402 км, 270 станций) после сеульского, пекинского и шанхайского, а по числу пассажиров (1,26 млрд. в год) — на 11-м месте в мире и на третьем в Европе, где первое место держит московское метро (почти 2,5 млрд. пассажиров).

Кстати, наш московский метрополитен начинал строиться спустя почти 70 лет после лондонского тем же открытым способом. Правда, станции и тоннели исходно строились гораздо просторнее и красивее, чем в лондонском, да и в других метро мира тоже. Можно критиковать советскую власть за расточительство, но по крайней мере на 45 старых станциях московского метро мало кому грозит клаустрофобия и уж точно не придет в голову аналогия с трубой.

Источник

10 самых старых метро в мире

Метро называют признаком большого города. Действительно, этот вид транспорта есть только в крупных мегаполисах. Быстрота и удобство – самые главные его преимущества. Средняя скорость, с которой передвигаются поезда – 80 км/ч, провозная способность – около 60 тысяч пассажиров в час.

Как у любой вещи в мире у метро есть своя история. Первые конструкции метрополитена мало похожи на современные, но они до сих пор пользуются большой популярностью, так как представляют большую историческую ценность. Это самые излюбленные места для посещения туристами.

В Москве строительство метрополитена начали в 1932-м году, но наша страна не стала первопроходцем. На тот момент метро существовало уже во многих государствах. Если вы интересуетесь историей или любите узнавать что-то новое, обратите внимание на наш рейтинг самого старого метро в мире.

10. Париж, Франция (1900)

Решение о строительстве метро в Париже было принято в марте 1898 года. Инициатор — Фюльжанс Бьенвеню столкнулся с большими трудностями, чтобы получить разрешение властей и найти инвесторов. В октябре начали рыть котлованы. Через два года открыли первую линию, которая соединяла «Порт Майо» и «Порт де Венсен». Количество пассажиров было запредельным. 17 миллионов человек за несколько месяцев – рекордная цифра (на тот момент).

Читайте также:  Метро санкт петербург работа режим работы

Это направление существует и сейчас. Стоит отметить, что оно самое загруженное во Франции. Ежедневно линией пользуются до 150 тысяч человек. Однако прикоснуться к истории не получится, парижское метро выглядит обыденным, обстановка – современная, поезда – тоже.

Интересный факт. Первые разговоры о строительстве метрополитена в Париже велись еще в 1945 году, но большая часть горожан не поддержала предложение. Люди боялись, что нахождение под землей окажет негативное влияние на состояние здоровья.

9. Бостон, США (1897)

Строительство метрополитена в Бостоне было вынужденной мерой – трамвайные заторы на Тремонт-стрит. Часть подземных тоннелей была основана по линии этой улицы, прокладка их велась открытым способом. В июне 1897 жители Бостона уже могли воспользоваться метрополитеном, а через год были достроены еще 11 фрагментов железной дороги.

Современное бостонское метро состоит из четырех линий. В центральной части города они являются подземными, в удаленных районах выходят на поверхность. Старейшая линия — Зеленая. На станции Bolyston располагается действующий музей, где каждый желающий может ознакомится с историей бостонского метро.

8. Глазго, Великобритания (1896)

Линия метрополитена в Глазго – старейшая в мире и единственная в городе. Это связано со сложными инженерно-геологическими условиями – водонасыщенные песчаные грунты. Скорость работ была очень низкой. Чтобы завершить начатое, потребовалось 15 лет. Линия метрополитена представляет собой овал протяженностью 10,5 км, она осталась неизменной с 1896 года. Зато внутри метро совсем не похоже на то, что было 100 лет назад. Первые вагоны служили до 1977 года, сейчас их уже не используют. Ежедневный пассажиропоток составляет 36 тысяч человек.

7. Будапешт, Австро-Венгерская империя (1896)

Первая линия метро, поезда которой работали на электрической тяге. Решение о строительстве было принято властями в 1870 году, так как население города постепенно увеличивалось, и существующая транспортная система перестала справляться с таким количеством пассажиров. Первую линию основали всего за два года. Метро регулярно модернизировали, в 1950 году начали строить вторую линию. На данный момент существует 4 линии, 52 станции.

Будапештское метро – одно из самых удобных в мире. Все просто и понятно, система охватывает весь город. В будущем планируется продление четвертой линии и прокладка пятой. Хотя уже сейчас пассажиропоток бьет все рекорды. Ежедневно метро пользуются около 1,2 миллиона человек.

6. Ливерпуль, Великобритания (1893)

1893 год запомнился жителям Ливерпуля открытием надземной железной дороги с поездами на электрической тяге. Это не метро, но она попала в наш рейтинг по одной простой причине – часть путей пролегала под землей (станция Дангл).

Дорога сильно пострадала во время Второй Мировой войны. Кроме того, эта конструкция стала очень уязвимой для коррозии, в 1956 году железную дорогу закрыли. Один из поездов отправили в музей Ливерпуля, он сохранился и по сей день. Часть туннеля обрушилась еще в 2012 году, попасть туда сейчас не представляется возможным.

5. Чикаго, США (1892)

Второй по возрасту метрополитен в США. В конце XIX века транспортная система была сильно загружена. Удивительно, но решением проблемы решили заняться владельцы винных складов, ведь они испытывали большие трудности при перевозке товара. Они создали акционерное общество и приступили к постройке метрополитена.

В 1892 году запустили первый пассажирский поезд. Сейчас метрополитен Чикаго – настоящая гордость жителей города. Сеть считается одной из самых старейших в мире. Кроме того она имеет рекордную длину (360,7 км). Восемь линий, 144 станции, огромный пассажиропоток Старые участки еще сохранились, но требуется реконструкция. Проблема не решается из-за нехватки финансов.

4. Стамбул, Османская империя (1875)

В Стамбуле не одна линия метро. Современная построена в 2000-м году, но любителей старины она не интересует. Внимание туристов привлекает фуникулер (транспортное средство на канатной тяге) Тюнель. Протяженность сети составляет 573 метра, в 1875 году было основано две станции. Метро состояло из двух линий, по которым курсировали два состава, в каждом из них было по паре вагонов с деревянными корпусами.

Эта железная дорога действует и сейчас. В 1971 году была проведена реконструкция. Линия преобразована в однопутную, также стали использовать электрическую тягу.

3. Афины, Греция (1869)

Афинский метрополитен на самом деле таковым не являлся. Он представлял собой наземную железную дорогу, по которой курсировал обычный паровоз. Через 20 лет построили первый подземный туннель. С тех пор дорогу стали называть метрополитеном.

Читайте также:  Икеа маршрутки от метро

В 2000-м году сеть была модернизирована. Построили вторую и третью линии, а метро приобрело современный вид. Общая протяженность – 84,5 км. станции метрополитена в Афинах представляют большой интерес для путешественников, ведь они оформлены очень необычно. Во время строительства было найдено очень много предметов старины. Все они представлены в «музеях» — стеклянных витринах, которые вмонтированы в стены. Во время ожидания поезда пассажиры могут увидеть много интересного.

2. Нью-Йорк, США (1868 год)

Метро Нью-Йорка также начало свою работу с надземной линии городского транспорта. Эстакадная линия Девятой авеню существовала до 1940 года, впоследствии была снесена. Первые подземные участки открыли в 1904 году. За все время своего существования метрополитен кардинально изменился, он стал самым крупным в мире по количеству станций. Протяженность путей составляет 1370 км. Еще один плюс нью-йоркского метрополитена – он работает круглые сутки.

1. Лондон, Великобритания (1863 год)

Самое старое метро в мире – лондонское. Хотя идея изобретения принадлежала французскому инженеру Марку Брюнелю. В 1818 году он показал, что возможно проложить туннель под землей. Первоначально он использовался исключительно пешеходами, но после бурного развития железной дороги, было приято решение о переносе ее под землю. Таким образом можно было решить проблему пробок. Строительство было утверждено еще в 1855 году, но в связи с отсутствием финансирование оно затянулось на несколько лет. В 1863 году линию открыли, на тот момент ее протяженность составила 6 км, количество станций – 7.

Сейчас лондонское метро принадлежит к самым крупнейшим в мире. 14 линий (402 км), 270 станций. Годовой пассажиропоток составляет 1384 миллионов человек.

Источник

Когда построили первое в мире метро?

На протяжении всего 19 века Лондон постепенно превращался в мировую политическую и финансовую столицу. Население города росло как на дрожжах: к середине века в городе проживало 2,5 млн. человек, что привело к тому, что транспортный вопрос стал чуть ли не первым на повестке дня. На дорогах Лондона уже тогда были нередки заторы из экипажей, кэбов и омнибусов.

Открытие первого в мире метро

Покончить с этой проблемой решили путем постройки железной дороги под городом. Первые тоннели строились траншейным способом. Сначала вырывался ров на дно которого укладывались рельсы, затем над ними строились кирпичные арочные своды, и вся конструкция засыпалась землей. В ходе такого варварского способа сносились целые кварталы , что, конечно, вызывало огромное возмущение местных жителей.

Первая линия , носившая название «Metropolitan Railway» и состоявшая их семи станций была открыта 10 января 1863 года. Ее длина составила 6 км.

Несомненно, что постройка подземной железной дороги вызвала волну обсуждений и опасений в лондонском обществе. Среди основных страхов была боязнь отравиться серными газами или погибнуть, под обрушившимися под тяжестью города, сводами. Несмотря на все страхи, в первый же день вагоны метро перевезли 40 тыс. пассажиров.

Недостатки первого метро

Использование паровозов в замкнутом пространстве с непродуманной системой вентиляции сразу же привело к проблеме недостатка воздуха в подземке. Дым и пар вызывали недомогания у пассажиров, и они вынуждены были обращаться за врачебной помощью. Впоследствии на каждой станции присутствовал аптекарь, продававший « микстуру метрополитена».

Проблема загрязненности воздуха решилась лишь в 1905 году в результате замещения паровозов на электровозы.

3 класса вагонов

Больше всего билетов продавалось в третий класс . «Вагоны» этого класса представляли собой обычные открытые грузовые платформы со скамейками. Чтобы попасть в «вагон» надо было просто переступить через бортик. Из-за отсутствия крыши пассажиры третьего класса приезжали к месту назначения зачастую не очень чистыми и с растрепанными волосами.

Вагоны второго класса были не в пример лучше. Здесь уже была крыша и подобие купе со скромной отделкой.

Первый класс был шикарен – комфортные шестиместные купе с отдельным выходом на перрон, роскошная внутренняя отделка, кожаные диваны и газовое освещение.

Интересно, что для курильщиков выделялись специальные вагоны

Первый метрополитен был далек от идеала , но все неудобства компенсировала скорость перемещения, которую не мог предоставить ни один другой вид городского транспорта. Метрополитен быстро набирал популярность . За первый год работы услугами метро воспользовался 1 млн. человек, а на следующий год число пассажиров увеличилось до 10 млн. человек.

Не забывайте подписываться на канал и ставить лайк 😉

Источник

Самое первое метро страна
Adblock
detector