Пожар в Бакинском метро – малоизвестный и самый катастрофичный

24 года прошло со дня трагедии в Бакинском метро. И хотя эта катастрофа по количеству человеческих жертв была самой масштабной в истории мирового метрополитена, она осталась малоизвестной и в мире, и в странах бывшего Союза, и даже в самом Азербайджане.

Всё началось 28 октября 1995 года, приблизительно в 18:00, в самый час пик. Десятки тысяч горожан возвращались с работы домой. Естественно, многие предпочитали ехать на самом быстром и удобном транспорте – метро. Все вагоны были забиты. В тоннеле в одном из составов начался пожар. По официальной и наиболее правдоподобной и распространенной версии загорелся тяговый двигатель одного из вагонов. Скорее всего, из-за изношенности – оборудование в метро было стареньким, советских 60-х годов. Из-за недостатка средств ремонт и профилактику оборудования проводили редко и зачастую формально. Это касалось не только Азербайджана, но и всех республик развалившегося Союза.

Из воспоминаний очевидца: «Как только поезд вошёл в туннель, я увидел вспышку. Затем пламя охватило вагон, был звук разбитого стекла, и свет погас. Люди начали разбивать окна, чтобы выбраться оттуда. Мы начали задыхаться. »

Сработал человеческий фактор. Машинист поезда растерялся и остановил состав в узком тоннеле (5.6 метров высотой и 5 метров шириной) между станциями «Улдуз» и «Нариманова». По мнению специалистов, если бы он дотянул 200 метров до станции «Улдуз», то жертв было бы гораздо меньше. Буквально через пару минут после экстренной остановки, вспыхнули третий и четвертый вагон, где вся отделка на 100% состояла из легковоспламеняющихся и горючих материалов – кожи и пластмассы. Мало того, эти материалы при горении выделяют токсичные вещества, вдыхание которых (особенно в замкнутом пространстве) смертельно. И опять же человеческий фактор – персонал метрополитена, которому машинист сообщил о возгорании, не отключил вовремя электропитание в тоннеле, а про тоннельную вентиляцию работники вообще забыли. Не включенная в особый режим она продолжала работать, так что ядовитый дым поступал в направлении эвакуации пассажиров. Сигнал на пульт пожарной охраны поступил лишь через час после возгорания. В общем, царил полный бардак, а неподготовленные сотрудники метрополитена оказались беспомощны.

Между тем, люди, пытаясь спастись от огня, разбивали стекла окон и дверей. Свет не горел, и многие задохнулись от дыма или были раздавлены в давке. Некоторые хватались в темноте за силовые кабели и умирали от поражения электрическим током. Оставшиеся в вагонах погибли от огня.

Спасатели, пожарные и добровольцы тушили пламя в течение шести часов. Им удалось спасти более четырехсот человек. Свидетели рассказывали, что сила огня была так велика, что от состава остались лишь обугленные металлические каркасы вагонов, а колеса попросту приварились к рельсам.

По официальным данным в пожаре в подземке погибло 289 человек, в том числе 28 детей и трое спасателей. Число раненых достигло 270 человек, из которых 69 было госпитализировано.

Читайте также:  От аэропорта внуково до ближайшего метро какой автобус едет

Источник

Прошло 25 лет со дня самой ужасной трагедии в истории мирового метро — пожар в тоннеле

БАКУ /Trend/ — 28 октября 1995 года запомнилось в истории Бакинского метрополитена и памяти нашего народа как «черная суббота». Пожар, внезапно возникший 25 лет назад около 18:00 в поезде, следовавшем от станции Улдуз до станции Нариман Нариманов, стал причиной невиданной в мире трагедии в метро. В результате аварии 289 человек погибли, 270 получили ранения. Среди погибших 28 детей и 126 женщин. Но это также история героизма и отваги.

Храбрость, оперативность работников метрополитена, сотрудников полиции и просто пассажиров, сыграли исключительную роль в предотвращении последствий происшествия, которое по своим масштабам вошло в «Книгу рекордов Гиннеса», в спасении и эвакуации пассажиров.

Говоря о трагедии 28 октября, также следует особо отметить имена заместителя командира роты военного лицея имени Нахчыванского, старшего лейтенанта Чингиза Бабаева, а также курсантов Ниджата Сафарова, Руслана Исаева, Самира Мамедова, которые ценой своей жизни, проявив большую отвагу, участвовали в предотвращении увеличения масштаба трагедии.

Также следует отметить, что сразу после трагедии Президент Азербайджана Гейдар Алиев обратился к народу и выразил глубочайшие соболезнования, в память о невинных жертвах был объявлен двухдневный траур. По указу главы государства была создана специальная комиссия, к экспертизе были привлечены сотрудники Национальной академии наук Азербайджана, а также специалисты из 12 стран мира. В итоге было установлено, что трагедия произошла по техническим причинам.

Указом общенационального лидера Гейдара Алиева от третьего ноября 1995 года Чингизу Бабаеву было присвоено звание Национального героя Азербайджана, курсанты — 15-летний Ниджат Мурват оглу Сафаров, а также Руслан Мамед оглу Исаев и Самир Надир оглу Мамедов, которым не было еще 17 лет, были награждены медалью «За отвагу».

Для увековечивания имени Чингиза Бабаева на станции метро «Улдуз» и в военном лицее имени Дж. Нахчыванского установлен бюст, а также установлена ​​мемориальная доска у Азербайджанского технического университета, в котором он учился, и у его дома.

Несмотря на то, что с этой трагедии прошло 25 лет, Бакинский метрополитен не забывает эту историю. Как 25 лет назад сказал общенациональный лидер Гейдар Алиев, их мужество показало, что они были большими патриотами.

Бакинский метрополитен гордится отважными сынами Родины. Полный отваги и храбрости жизненный путь наших героев, посвятивших свою жизнь Родине, не будет забыт, народ всегда будет помнить и вспоминать о них с большим почтением.

Источник

Пожар электропоезда в Бакинском метро, 289 погибших

Пожар в бакинском метро 28 октября 1995 года — крупнейшая авария в Бакинском метро, а также крупнейший по числу жертв инцидент в истории всех метрополитенов мира. Произошёл в субботу 28 октября 1995 года в вечерний час пик.

Читайте также:  Морозовская больница адрес метро добрынинское

Согласно официально опубликованным данным, в результате пожара погибло 286 пассажиров и трое спасателей, итого 289 человек. Число раненых составило 270 человек. Один из выживших пассажиров вспоминал:

Как только поезд вошёл в туннель, я увидел вспышку. Затем пламя охватило вагон, был звук разбитого стекла, и свет погас. Люди начали разбивать окна, чтобы выбраться оттуда. Мы начали задыхаться.

После трагедии Президент Азербайджана Гейдар Алиев специальным указом объявил в республике общенациональный траур. Гейдар Алиев распорядился также выделить семьям погибших по 1 млн. манат и похоронить жертв трагедии за государственный счёт.

Согласно главной версии причин трагедии, тяговый двигатель одного из вагонов загорелся, и растерявшийся машинист принял ошибочное решение остановить состав в узком тоннеле между станциями «Улдуз» и «Нариманова» в 200-х метрах от станции Улдуз. Когда поезд остановился, туннель наполнился дымом, после чего машинист сообщил об аварии и потребовал отключить электричество от контактного рельса. Из-за плохой вентиляции и слабой освещённости тоннеля многие пассажиры задохнулись или были раздавлены в панике. Многие получили порезы от разбиваемых в целях освобождения стеклянных окон и дверей. Большинство из тех, кто умер в результате пожара, погибли внутри поезда, 40 тел были найдены внутри туннеля. Несколько человек умерло от поражения электрическим током после того, как они попытались схватить силовые и коммуникационные кабели, чтоб обойти пылающий поезд. Несмотря на это, председатель правительственной комиссии по расследованию аварии, первый вице-премьер страны Аббасов заявил, что главной причиной трагедии является устаревшее оборудование.

Источник

1995 Пожар Бакинского метрополитена — 1995 Baku Metro fire

28 октября 1995 года в системе метро Баку , столицы Азербайджана , между станциями Улдуз и Наримана Нариманова произошел пожар . По официальным данным, в результате пожара погибли 289 человек: 286 пассажиров (в том числе 28 детей) и трое спасателей, 270 человек получили ранения. Было сочтено, что возгорание вызвано неисправностью электрооборудования, но не исключена возможность преднамеренного саботажа.

Хотя несколько человек, эвакуированных из поезда, выжили, пожар остается самой смертоносной катастрофой в метро в мире . Один человек, Чингиз Бабаев , был посмертно удостоен звания Национального героя Азербайджана за спасение жизней пассажиров.

Содержание

Задний план

Станции метро « Улдуз» и « Наримана Нариманова » обслуживают северную часть столицы Азербайджана Баку . Туннель между ними был оборудован управляемой системой вентиляции , но имел относительно узкое поперечное сечение (высота 5,6 метра (18 футов), ширина 5 метров (16 футов)).

До 1995 года самой смертоносной аварией в метро было крушение на Мальбон-стрит в 1918 году в Нью-Йорке, в результате которого погибли 93 человека. Самым смертоносным пожаром в метро до 1995 года был пожар в парижском метро в 1903 году, в результате которого погибли 84 человека.

Читайте также:  Вселенная метро 2033 лучшие книги рейтинг

Огонь

Пожар, вызванный неисправностью электросети , произошел в субботу вечером в час пик около 18:00. Пострадавший поезд, состоящий из пяти полностью загруженных вагонов, только что выехал со станции Улдуз в сторону Наримана Нариманова. Пассажиры вагона № 5 почувствовали запах дыма. Позже пассажиры автомобиля 4 заметили белый дым, который вскоре стал черным и вызвал раздражение. Предполагаемая электрическая неисправность (искровое зажигание или электрическая дуга в электрооборудовании в задней части четвертого вагона) остановила поезд примерно в 200 метрах от станции Улдуз. Когда поезд остановился, туннель наполнился дымом. Водитель сообщил об инциденте и потребовал отключить электричество. Однако смертельные выбросы окиси углерода от горящих синтетических материалов в автомобилях быстро затронули пассажиров. Из-за трудностей с открыванием дверей в одной из машин пассажиры были вынуждены эвакуироваться на другой машине. Примерно через 15 минут после начала пожара система вентиляции была переключена на вытяжной режим, и большая часть дыма была втянутой в направлении эвакуации. Несколько человек получили удар током , пытаясь схватить кабели, чтобы спастись от пылающего поезда.

Большинство убитых (в том числе 28 детей) были обнаружены внутри поезда, большинство из них либо раздавлены, либо растоптаны насмерть. Внутри туннеля было найдено 40 тел. Выжившие вспомнили искры, летящие от высоковольтных кабелей сразу после того, как поезд покинул станцию ​​Улдуз. Один из пассажиров, 45-летний Табил Гусейнов, описал ситуацию следующим образом: «Как только поезд вошел в туннель, я увидел вспышку. Затем пламя охватило вагон, раздался звук бьющегося стекла, загорелись огни. вышли. Люди начали бить окна, чтобы выбраться наружу. Мы начали задыхаться ».

Предполагаемое количество жертв изменилось после пожара. Сообщается, что официальные лица морга насчитали не менее 303 трупов, в то время как независимое азербайджанское информационное агентство Turan со ссылкой на представителей медицинских служб заявило, что число убитых составило 337. Был объявлен двухдневный траур. «Лукойл» оказал семьям погибших материальную помощь в размере 9 тысяч долларов.

изучение

Правительственная комиссия по расследованию пришла к выводу, что пожар был вызван неисправностью электросети. Возгорание произошло в тяговом двигателе одного железнодорожного вагона . Никаких взрывчатых веществ не обнаружено. Председатель комиссии вице-премьер Аббас Аббасов упомянул «устаревшую советскую» технику. Тем не менее, как сообщается, были обнаружены две загадочные большие дыры сбоку одного из разбитых вагонов, и азербайджанское национальное телевидение со ссылкой на экспертов заявило, что дыры указывают на использование взрывного устройства. Президент Гейдар Алиев заявил официальному лицу США, что, хотя предварительная информация указывает на техническую неисправность, пожар был «возможно, организованным актом саботажа».

Верховный суд Азербайджана приговорил два лиц за преступную халатность. Метрополитен был приговорен к 15 годам лишения свободы, а диспетчер станции — к 10 годам.

Источник

Пожар бакинском метро 1995
Adblock
detector