Погоны машиниста метро москвы

Он не только открывает дверь для пассажиров и управляет составом, но также отвечает за безопасность движения и постоянно учится.

Я два с половиной года работал в метро Санкт-Петербурга и прошел весь путь от стажера до машиниста четвертого класса.

В этой статье расскажу, как устроиться машинистом в Петербургский метрополитен, как устроен рабочий день и с какими сложностями придется столкнуться. О зарплате, конечно, тоже расскажу.

Я за работой. Подъезжаю к станции «Московские ворота»

Чем занимается машинист

У машинистов три основных вида работы:

  1. Работа на линии с пассажирами.
  2. Подмена других машинистов во время перерывов.
  3. Резерв.

Расскажу о каждом подробнее.

Машинист на линии целый день перевозит пассажиров. На конечных станциях маневровые машинисты помогают ему оборачивать поезд. За смену машинист проезжает примерно 300 км.

проезжает в среднем машинист за смену

Подменные машинисты отпускают на перерывы основных и маневровых машинистов. Еще во время своей смены они часто ездят в депо: отрабатывают возможные аварийные ситуации или берут дополнительный состав, чтобы хоть немного разгрузить линию метро в часы пик.

Резервные машинисты — своеобразные дежурные. Они выходят в рейс за тех коллег, которые не смогли пройти медицинский контроль. Еще они помогают в депо: ездят на мойки и готовят составы к выходу в «горячий резерв». Если на линии сломается основной состав, его смогут быстро заменить поездом из резерва.

Один состав готовят к работе за 26 минут. За это время машинист обязан полностью все проверить: как работает тормозная магистраль и двери, все ли в порядке с подвагонным оборудованием. Еще он смотрит, чтобы в салоне было чисто, чтобы технологические отсеки были закрыты, а огнетушители заряжены. Если у машиниста возникают замечания по составу или он выявляет серьезные недочеты, то может взять другой поезд у дежурного по депо.

Машинист работает только на той линии, на которой учился в технической школе. Если потребуется помощь машинистов с другой линии, то это считается уже командировкой и оплачивается дополнительно — плюс 15% к зарплате.

Для командировки нужно сдать отдельный экзамен на знание другой линии и подвижного состава. К примеру, в Петербурге на четвертой линии ходят поезда 81-й серии, а на третьей — более современные «Нева» и «Юбилейные». Эти составы сильно различаются: у каждого своя инструкция по эксплуатации и по выходам из аварийных случаев.

Как стать машинистом

Раньше я работал инженером-технологом на заводе в Санкт-Петербурге. Однажды увидел объявление о наборе машинистов в метро. На заводе как раз начались проблемы с выплатой зарплаты, и я решил узнать, есть ли открытые вакансии в метрополитене Санкт-Петербурга. Честно признаюсь, что меня привлекла зарплата от 60 000 Р и официальное трудоустройство.

На официальном сайте я увидел, что набор машинистов в метро идет постоянно, нужно только потратить семь месяцев на учебу. Кстати, для работы машинистом не требуется специального технического образования или особых допусков по электробезопасности. В метро возьмут даже с основным общим образованием — после одиннадцати классов школы. Всему остальному научат на курсах.

Я позвонил в отдел кадров и уточнил, когда и куда приходить. С собой попросили взять документы об образовании, паспорт и военный билет. Когда пришел, увидел очередь из десяти человек.

Все трудоустройство делится на три основных этапа:

  1. Проверка зрения.
  2. Психологическая проверка.
  3. Медицинская комиссия.

Проверка зрения. Хорошее зрение — основное требование для машиниста из-за тяжелых условий труда: в тоннеле темно, а при выезде на станцию освещение резко меняется. Зрение проверяют сразу после первой встречи в отделе кадров. Подозреваю, что это нужно, чтобы не тратить время и деньги на последующие проверки потенциального кандидата.

Острота зрения должна быть 1,0 на оба глаза. Поэтому, если со зрением у вас есть проблемы, даже не стоит пытаться устроиться в метро — только потратите время.

В отделе кадров я получил направление в поликлинику метрополитена, смог выбрать подходящую дату и время. Проверка сложная и долгая, это не обычный осмотр у окулиста. Сначала меня попросили прочитать последнюю строчку на таблице Сивцева. Затем врач проверил цветоощущение, базово оценил состояние глазного дна и сетчатки, измерил глазное давление. Все процедуры заняли 10 минут, но это была только первичная проверка на узкий зрачок. После этого врач закапал в глаза капли, которые расширяют зрачок, и отправил меня в коридор на час — ждать, пока препарат подействует.

Проверка на широкий зрачок нужна, чтобы точнее оценить состояние внутренней части глаза. На узкий зрачок данные могут быть неполными. Вот только стоит учитывать, что с широким зрачком зрение становится мутным и как будто размытым. Сложно разобрать текст вблизи, читать книгу или смотреть что-то в телефоне тоже некомфортно. Эффект длится четыре часа, но полностью зрение у меня восстановилось только через восемь часов. В этот день лучше не садиться за руль.

Через час врач вызвал меня на повторные тесты — они были теми же самыми, что в начале. Эта проверка тоже длилась 10 минут. Мое зрение оказалось отличным. Врач сразу же написал заключение и отдал его мне на руки. При положительном результате кандидата направляют обратно в отдел кадров. Вся проверка зрения от входа в поликлинику до выхода заняла у меня два часа.

Можете спрогнозировать, сколько денег у вас будет через год?

Психологическая проверка — самый длительный этап в трудоустройстве. Он состоял из трех дней, между каждым была неделя перерыва — в это время психологи изучают результаты каждого кандидата. По моим наблюдениям, на этом этапе из-за высоких требований к стрессоустойчивости отсеивается 80% кандидатов. Кандидаты должны спокойно отвечать на все вопросы, выдерживать большую умственную нагрузку. При мне один мужчина начал громко спорить с психологами, потому что не понимал, как выполнять задание. Через пять минут с ним попрощались.

В первый день проходит вводное занятие в группе из 20—30 человек. Участникам показывают презентацию о работе машиниста и дают тест из 20 вопросов. В нем вопросы по физике из школьной программы и вопросы на механическую понятливость из теста Беннета — это тест на выявление технических способностей. Мы отвечали на вопросы из курса электрики — например, в чем измеряется сила тока, сопротивление и напряжение; пытались понять, глядя на рисунки, в какую сторону движутся шестеренки.

Потом психологи отвечают на вопросы, которые возникли после презентации, и по одному вызывают на собеседование. На нем меня спрашивали о разном: о личной жизни, как узнал о вакансии и какие планы на будущее. Были и сложные вопросы: например, что делать в критических ситуациях, когда человек падает на путь. Кандидат должен ответить, будет ли оказывать первую помощь пострадавшим или нет. Если ответ отрицательный, то, вероятно, человеку эта работа не подойдет.

Во второй день группа работает с психологом с помощью мини-тестов. Психологи задают вопросы на знание русского языка, математики, физики. Еще упор делается на проверку памяти, ведь машинист должен быстро запомнить огромные объемы информации, а некоторые инструкции и вовсе выучить наизусть. Проверка идет по школьной программе — это может звучать странно, но на самом деле психологи оценивают не знания, а реакцию на вопросы, поведение кандидатов и прочие подобные факторы.

Проверка интенсивная: кандидаты должны быстро отвечать на все вопросы и выполнять задания. Вот какие тесты я проходил.

Тест Лурия «10 слов». Нам выдали пустые листочки и продиктовали 10 слов. Их надо было запомнить, записать и сдать бумагу. Так повторилось три раза, все это время диктовали одинаковые слова. В конце всех тестов, примерно через три часа, нам снова выдали пустые листочки и предложили написать слова, которые удалось запомнить.

Тест Бурдона, его еще называют корректурной пробой. Он нужен для проверки концентрации и внимания. Я получил бланк, на котором в случайном порядке были написаны ряды букв и символов. Среди них нужно было найти и вычеркнуть определенные буквы — мне достались «В» и «У».

Тест «Интеллектуальная лабильность». Нам выдали бланк и начали зачитывать вопросы по списку. Например, нужно было обвести определенные буквы в словах, зачеркнуть гласные или согласные, нарисовать кружочки и черточки. Вопросов было много, а паузы между ними — всего 2—3 секунды. Я на некоторые вопросы не успевал отвечать, их приходилось пропускать.

Что-то типа изложения и сочинения. Нам прочитали короткий текст, примерно на три абзаца, затем попросили написать его по памяти и дополнить от себя. После этого нужно было еще отдельно написать, какой смысл у этого рассказа.

Творческое задание. Попросили нарисовать животное, а на обратной стороне листа написать сочинение о нем. Требуется написать минимум половину листа А4. Схитрить и писать большим почерком не получится, попросят дописать.

Пословицы. Нужно было написать, как мы понимаем смысл пословиц, — их было всего пять штук, например «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».

Тест СМИЛ из 566 вопросов. Вопросы и темы там самые разные, похожий можно попробовать пройти в интернете.

После тестов нам выдали таблицы Шульте — в них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо показать и назвать в заданной последовательности все числа в возрастающем и убывающем порядке. Норма времени на одну таблицу — 40—50 секунд. Если голова работает хорошо, то со временем уже начинаешь запоминать расположение чисел — становится проще. Но на последних двух таблицах психолог начала вслух называть рандомные числа, чтобы спутать. Я был совсем не готов к такому, но быстро смог снова сконцентрироваться.

В третий день проверяют внимательность — на компьютере запускают тест «Точка по кругу». На экране была большая окружность, которая состояла из 60 маленьких серых кругов. По этим серым кругам последовательно перемещается зеленая точка — шаг в секунду. Но в случайные моменты зеленая точка может перейти не на следующую, а перепрыгнуть через одну — при каждом таком прыжке требовалось нажать на кнопку. Тест длится час и требует максимальной внимательности.

Читайте также:  Бизнес центры метро арбатская

Если вы не прошли психологическую проверку, то через полтора-два года можно попробовать снова.

Медицинская комиссия состоит из трех дней, но может быть увеличена, если потребуется. Врачей не так много, осмотр занимает не более двух часов, но при этом каждый день измеряют пульс и давление. Например, у меня на второй и третий день был увеличенный пульс из-за стресса, поэтому мне назначили два дополнительных дня проверки.

Кандидаты проходят осмотр у хирурга, невролога, отоларинголога, терапевта, делают флюорографию и сдают анализы.

Врачи проводят стандартные процедуры. К примеру, хирург полностью осмотрит тело и спросит про скрытые заболевания. Невролог своим чудо-молоточком постучит по коленкам и посмотрит на реакции. Отоларинголог провела диагностику на порог слышимости — для этого она отвела меня в шумоизоляционную кабину, в которой были только наушники и стул. Когда в наушниках был слышен шум, надо было нажимать на кнопку. А еще врачи делают ежегодно вибротестирование, так как в метро повышенная вибрация. Для него на палец надели специальный прибор с кнопкой — в случайное время он начинал вибрировать, в такие моменты нужно было нажимать на кнопку и держать ее. Потом такой тест делали каждый год.

На третий день терапевт дает заключение. Если все хорошо, то специалист отдела кадров называет кандидату в машинисты дату начала учебы в технической школе.

Обучение в технической школе

Обучение длится семь месяцев и состоит из двух равных частей — теории и практики. Во время теоретического курса студенты получают стипендию, ее сумма зависит от успеваемости: например, я после вычета налогов получал 10 440 Р.

стипендия, которую я получал во время обучения в технической школе

Контракт на обучение. Через неделю после начала занятий студентов приглашают на экскурсионную поездку в метро — конечно, не просто в поезде, а с машинистом в кабине. После этого заключают контракт: в нем мы обязались отработать год после обучения. Если кто-то из студентов не сдает экзамены или не отрабатывает год, он должен будет вернуть примерно 100 000 Р.

Если студент смог трудоустроиться, то сумма постепенно уменьшается. К примеру, если человек после технической школы отработал 10 месяцев и по каким-то причинам решил уволиться, то ему останется возместить около 16 000 Р. Всю сумму не обязательно платить сразу. В отделе кадров можно договориться о рассрочке. Один из моих одногруппников не смог сдать экзамены и возвращал 105 000 Р за шесть месяцев.

Впрочем, есть вариант не платить эту сумму: можно устроиться в метрополитен на другую должность и тоже отработать год. Если есть вакансии, конечно.

Предметы. Занятия у нас проходили пять дней в неделю с 09:00 до 16:20. Вот какие предметы мы изучали:

  1. Механическое, пневматическое и электрическое оборудование.
  2. Правила технической эксплуатации метрополитена.
  3. Управление электропоездом.
  4. Линии метрополитена.
  5. Охрана труда.

Если у вас есть техническое образование, понимать базовые вещи — например, как работают зубчатые передачи, — будет проще. Впрочем, если вы с этим никогда не сталкивались, страшного ничего не будет. Ребята в группе охотно помогали друг другу: многие из нас даже приходили на час раньше, чтобы обсудить непонятные вопросы по учебе. После занятий просили ключи от кабинета и задерживались, чтобы проверить свои знания на больших схемах по электрике. Конечно, это можно делать дома одному, но в группе все мелкие вопросы решаются более оперативно.

Источник



Знаки различия и форма работников метрополитена.

ОПИСАНИЕ
знаков различия и фурнитуры для работников Московского метрополитена
1. Знаки различия устанавливаются в зависимости от должности (профессии). Знаками различия на форменном костюме, сорочке (блузке женской) служат наплечные знаки с поперечным размещением звезд.
2. Наплечные знаки представляют из себя четырехугольник с закруглённым верхним концом размером: ширина у основания — 60 мм, длина по продольной осевой линии — 100 мм.
Наплечные знаки у начальника метрополитена, заместителей начальника метрополитена и других лиц высшего начальствующего состава изготавливаются из материала, соответствующего цвету форменного костюма. На нижнюю часть наплечного знака с отступом на 2 мм нашивается галун золотистого цвета шириной — 50 мм. С трех сторон (кроме основания) наплечный знак вышивается канителью золотистого цвета.
Для начальника метрополитена по продольной осевой линии в верхней части наплечного знака на расстоянии 30 мм от его вершины вышивается нитями золотистого цвета технический знак высотой 20 мм. В нижней части наплечного знака в центре поля из золотистого галуна нитями серебристого цвета вышивается звезда диаметром 22 мм в венке из лавровых листьев (по 7 лиотьев оправа и слева и 2 листа у основания венка) диаметром 40 мм. Венок вышивается нитями золотистого цвета.
Для других лиц высшего начальствующего состава — по продольной осевой линии в верхней части наплечного знака на расстоянии 30 мм от его вершины вышивается золотыми нитями технический знак высотой 20 мм. В нижней части наплечного знака на поле из золотистого галуна параллельно основанию наплечного знака вышиваются нитями серебристого цвета звезды диаметром 17 мм в количестве от одной до трех. Расстояние от основания полупогона до центра звезд — 30 мм.
При одной звезде на наплечном знаке — она раполагается на продольной осввой линии. При двух звездах — их центры располагаются на расстоянии 12 мм от краев наплечного знака. При трех звездах — концы крайних звезд располагаются на расстоянии 4 мм от краев наплечного знака «с расстоянием между центрами звезд 18 мм.
Наплечные знаки для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава изготавливаются из той же ткани, что и фирменный костюм. С трех сторон, кроме основания, наплечный знак имеет кант желтого цвета шириной 3 мм. В верхней части наплечного знака на расстоянии 15 мм от края располагается продольная петля длиной 8 мм. для прикрепления форменной пуговицы. Кант и символика на поле полупогона выполняются из полимерных, материалов желтого цвета, звездочки могут быть металлические.
На поле наплечного знака располагаются:
Для старшего начальствующего состава — на расстоянии 10 мм от основания полупогона размещаются две параллельные полоски желтого цвета шириной по 6 мм в виде угла 120° с вершиной, расположенной на продольной оси полупогона и направленной к его основанию. Просвет между полосками — 2 мм. На расстоянии 60 мм от основания наплечного знака параллельно поперечной осевой линии полупогона размещаются звездочки желтого цвета диаметром 15 мм в количестве от одной до трех.
При одной звездочке — она располагается на пересечении с продольной осевой линией наплечного знака. При двух звездочках — с двух сторон от продольной осевой линии на одинаковом расстоянии от боковых сторон и от продольной осевой линии.
При трех звездочках — концы крайних звездочек располагаются на расстоянии 5 мм от краев наплечного знака с расстоянием между центрами звездочек 16 мм.
Для среднего начальствующего состава — на расстоянии 10 мм от основания наплечного знака размещается одна полоска желтого цвета, шириной 6 мм в виде угла 120° с вершиной, расположенной на продольной оси наплечного знака и направленной к его основанию. На расстоянии 48 мм от основания наплечного знака параллельно поперечной оси размещаются звездочки желтого цвета диаметром 15 мм в количестве от одной до трех.
При одной звездочке — она располагается на продольной осевой линии. При двух — с двух сторон от продольной осевой линии на одинаковом расстоянии от боковых сторон и от продольной осевой линии. При трёх звездочках — концы крайних звездочек располагаются на расстоянии 5 мм от краев наплечного знака с расстоянием между центрами звездочек 16 мм. Четвертая звездочка размещается над средней звездочкой первого ряда по центральной оси наплечного знака на расстоянии 3 мм от средней звездочки первого ряда.
Для младшего начальствующего состава — на расстоянии 10 мм от основания наплечного знака располагается одна полоска тогоже цвета шириной 12 мм в виде угла 120° с вершиной, расположенной на продольной оси наплечного знака и направленной к его основанию.
Для рядового состава наплечные знаки символики не имеют. Наплечные знаки различия для форменных сорочек по форме, размерам и расположению символики соответствуют наплечным знакам различия для форменных костюмов.
Наплечные знаки для форменных сорочек высшего начальствующего состава изготовляются без галуна. По краю наплечного знака с трех сторон, кроме основания, вышивается металлической нитью витой кант золотистого цвета шириной 3 мм ручной или машинной вышивки. На расстоянии 15 мм от верхнего края наплечного знака располагается гербовая пуговица диаметром 14 мм. Ниже пуговицы по центральной оси наплечного знака вышивается технический знак. Расстояние от верхнего края технического знака до верхнего края наплечного знака составляет 30 мм. Звезда вышиваются в нижней части наплечного знака, расстояние от основания наплечного знака до нижнего края лаврового венка и нижнего края звезд составляет 15 мм и 20 мм соответственно
Для среднего, младшего начальствующего и рядового состава форменная символика на поле наплечных знаков выполняется из полимерных материалов желтого цвета, для старшего начальствующего состава может быть выполнена металлонитью золотистого цвета машинной вышивкой или из полимерных материалов желтого цвета. Кант наплечных знаков — гладкий.
Для костюмов, пальто, плащей у всех категорий работников наплечные знаки, пришивные, для сорочек (блуз женских) — съемные.
3. Эмблема железнодорожного транспорта представляет собой эллипоообразное колесо о крыльями.
Размер нагрудной эмблемы: габариты колеса — 23×13 мм, размах «крыльев» — 70 мм. Эмблема для высшего начальствующего оостава вышивается золотистыми нитями. Для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава — может быть изготовлена из металла или полимерных материалов желтого цвета. Эмблема располагается на правой стороне форменного костюма, летней форменной сорочки (блузы женской) на уровне груди.
На тулье форменной фуражки высшего и среднего начальствующего состава прикрепляется эмблема железнодорожного транспорта размером: габариты колеса 20×10 мм, размах «крыльев» — 60 мм. На головном уборе высшего начальствующего состава эмблема вышивается золотистыми нитями, для старшего начальствующего состава выполняется из металла желтого цвета.
4. Кокарда для мужских головных уборов высшего и старшего начальствующего состава выполняется из металла и представляет собой — эллипс шириной 24 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении шириной 5 мм. Вокруг эллипса располагаются лавровые листья — по 3 справа и слева и 2 листа у его основания. Расстояние между верхними концами листьев — 15 мм. На поле эллипса располагается технический знак желтого цвета высотой 15 мм. Для высшего начальствующего состава на фуражке листья кокарды вышитые, а на кепи и зимнем головном уборе для высшего и на всех видах головного убора старшего начальствующего состава — из металла золотистого цвета. Кокарда для всех видов мужских головных уборов среднего, младшего начальствующего состава и рядового состава представляет собой эллипс шириной 24 мм и высотой 30 мм с полем темно-зеленого цвета в золотистом обрамлении шириной 5 мм с «Крыльями» (размах «крыльев» — 60 мм) и двумя лавровыми листьями у основания эллипса. На поле эллипса расположен технический знак высотой 15 мм золотистого цвета. Кокарда выполняется из металла золотистого цвета.
Кокарда для женского головного убора (пилотки), зимнего головного убора (кубанки) представляет собой эллипс шириной 27 мм и высотой 34 мм в золотистом обрамлении шириной 6 мм, на поле эллипса расположен технический знак высотой 16 мм.
4. Значок .для крепления на воротнике форменного костюма представляет собой крут диаметром 15 мм, с полем темно-зеленого цвета и золотистой окантовкой, на поле изображены перекрещенные молоток и разводной ключ. Значок имеет правое и левое изображение, в зависимости от этого справа или слева от круга располагается усеченная рессора золотистого цвета размером 8×5 мм. Значок выполняется из металла и крепится в углах воротника форменного костюма старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава на расстоянии 10 мм от центра значка до сторон угла воротника.
6. Нарукавная эмблема Московского метрополитена изготовляется из ткани форменного костюма в виде усеченного снизу эллипса синего цвета. Высота эмблемы — 94 мм, ширина — 40 мм. Внутри эллипса в верхней части расположен герб г.Москвы, а
внизу буква «М».
Нарукавная эмблема устанавливается для форменной одежды старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава и располагается на левом рукаве форменного костюма, куртки на расстоянии 60 мм от верхней точки рукава.
7. Для лиц высшего начальствующего состава вводится ношение знака метрополитена на левом лацкане пиджака форменного костюма.
Знак метрополитена представляет из себя квадрат 7×7 мм,
на белом фоне в полукруге голубого цвета, буква «М» красного
цвета.
8. Пуговицы для форменной одежды работников железнодорожного транспорта имеют золотистый цвет. На пуговицах для высшего начальствующего состава рельефно изображается Государственный герб Российской Федерации, для старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава — технический знак.
Диаметр больших пуговиц 22 мм, малых — 14 мм.

Читайте также:  Метро выборгская открылась или нет

Служба пути
Начальник службы — высший
Главный инженер, заместитель начальника службы — высший
Начальник отдела — старший
Начальник дистанции — старший
Заместитель начальника дистанции – старший
Старший мастер околотков (участков) пути – средний
Старший мастер по текущему и капитальному ремонту пути – средний
Мастер по текущему и капитальному ремонту – средний
Помощник мастера по текущему и капитальному ремонту пути – младший
Наладчик путеизмерительного и дефектоскопного вагона — младший
Оператор дефектоскопной тележки — рядовой
Монтер пути по обслуживанию стрелочных переводов — рядовой
Обходчик пути и контактного рельса — рядовой

Источник

Форма работников московского метро обновляется в преддверии Кубка Конфедераций FIFA 2017

Сотрудники Московского метрополитена получают новую форменную одежду. Именно в ней их увидят болельщики со всего мира во время Кубка Конфедераций FIFA 2017, матчи которого пройдут в Москве уже этим летом.

В первую очередь форма обновляется у работников первой линии, непосредственно контактирующих с пассажирами: машинистов электропоездов, дежурных по станциям и инспекторов Службы безопасности.

Новая форма разработана в едином стиле московского транспорта, она комфортна, имеет приятный внешний вид, легко чистится и быстро сохнет. Одежда выполнена в традиционных цветах метрополитена, на ней присутствует его логотип и символика.

«Форма является гордостью и ответственностью каждого работника метро. Чистая и опрятная форменная одежда вызывает у пассажиров доверие и положительно влияет на общий имидж предприятия», – сообщил начальник метрополитена Дмитрий Пегов.

В рамках масштабной программы обновления формы работников московского метро 21 марта на станции «Котельники» открылся современный Центр хозяйственного обеспечения. Его основные задачи — бережное хранение формы и систематизация её выдачи сотрудникам всех служб метрополитена. Кроме того, в Центре можно будет не только получить одежду, но и подогнать её по своему размеру.

Планируется, что до конца 2018 года для метрополитена будет поставлено более 300 тысяч единиц новой формы. Сотрудники метро получат высококачественные блузы и трикотажные жакеты, летние и зимние жилеты и куртки, пальто, а также юбки, галстуки, головные уборы, рубашки с длинными и короткими рукавами, погоны и шейные платки.

Справочно:
До 1999 года форма работников Московского метрополитена была такой же, как у железнодорожников. Затем она приобрела следующий вид: серая пара — куртка и брюки, темно-синий костюм с золотым шитьем. Сейчас используется форма образца 2010 года, которая и будет заменена на новую.

Источник

Как я работал машинистом электропоезда в метро

Он не только открывает дверь для пассажиров и управляет составом, но также отвечает за безопасность движения и постоянно учится.

Я два с половиной года работал в метро Санкт-Петербурга и прошел весь путь от стажера до машиниста четвертого класса.

В этой статье расскажу, как устроиться машинистом в Петербургский метрополитен, как устроен рабочий день и с какими сложностями придется столкнуться. О зарплате, конечно, тоже расскажу.

Я за работой. Подъезжаю к станции «Московские ворота»

Чем занимается машинист

У машинистов три основных вида работы:

  1. Работа на линии с пассажирами.
  2. Подмена других машинистов во время перерывов.
  3. Резерв.

Расскажу о каждом подробнее.

Машинист на линии целый день перевозит пассажиров. На конечных станциях маневровые машинисты помогают ему оборачивать поезд. За смену машинист проезжает примерно 300 км.

проезжает в среднем машинист за смену

Подменные машинисты отпускают на перерывы основных и маневровых машинистов. Еще во время своей смены они часто ездят в депо: отрабатывают возможные аварийные ситуации или берут дополнительный состав, чтобы хоть немного разгрузить линию метро в часы пик.

Резервные машинисты — своеобразные дежурные. Они выходят в рейс за тех коллег, которые не смогли пройти медицинский контроль. Еще они помогают в депо: ездят на мойки и готовят составы к выходу в «горячий резерв». Если на линии сломается основной состав, его смогут быстро заменить поездом из резерва.

Один состав готовят к работе за 26 минут. За это время машинист обязан полностью все проверить: как работает тормозная магистраль и двери, все ли в порядке с подвагонным оборудованием. Еще он смотрит, чтобы в салоне было чисто, чтобы технологические отсеки были закрыты, а огнетушители заряжены. Если у машиниста возникают замечания по составу или он выявляет серьезные недочеты, то может взять другой поезд у дежурного по депо.

Машинист работает только на той линии, на которой учился в технической школе. Если потребуется помощь машинистов с другой линии, то это считается уже командировкой и оплачивается дополнительно — плюс 15% к зарплате.

Для командировки нужно сдать отдельный экзамен на знание другой линии и подвижного состава. К примеру, в Петербурге на четвертой линии ходят поезда 81-й серии, а на третьей — более современные «Нева» и «Юбилейные». Эти составы сильно различаются: у каждого своя инструкция по эксплуатации и по выходам из аварийных случаев.

Как стать машинистом

Раньше я работал инженером-технологом на заводе в Санкт-Петербурге. Однажды увидел объявление о наборе машинистов в метро. На заводе как раз начались проблемы с выплатой зарплаты, и я решил узнать, есть ли открытые вакансии в метрополитене Санкт-Петербурга. Честно признаюсь, что меня привлекла зарплата от 60 000 Р и официальное трудоустройство.

На официальном сайте я увидел, что набор машинистов в метро идет постоянно, нужно только потратить семь месяцев на учебу. Кстати, для работы машинистом не требуется специального технического образования или особых допусков по электробезопасности. В метро возьмут даже с основным общим образованием — после одиннадцати классов школы. Всему остальному научат на курсах.

Я позвонил в отдел кадров и уточнил, когда и куда приходить. С собой попросили взять документы об образовании, паспорт и военный билет. Когда пришел, увидел очередь из десяти человек.

Все трудоустройство делится на три основных этапа:

  1. Проверка зрения.
  2. Психологическая проверка.
  3. Медицинская комиссия.

Проверка зрения. Хорошее зрение — основное требование для машиниста из-за тяжелых условий труда: в тоннеле темно, а при выезде на станцию освещение резко меняется. Зрение проверяют сразу после первой встречи в отделе кадров. Подозреваю, что это нужно, чтобы не тратить время и деньги на последующие проверки потенциального кандидата.

Острота зрения должна быть 1,0 на оба глаза. Поэтому, если со зрением у вас есть проблемы, даже не стоит пытаться устроиться в метро — только потратите время.

Читайте также:  Трейнер для метро луч надежды redux

В отделе кадров я получил направление в поликлинику метрополитена, смог выбрать подходящую дату и время. Проверка сложная и долгая, это не обычный осмотр у окулиста. Сначала меня попросили прочитать последнюю строчку на таблице Сивцева. Затем врач проверил цветоощущение, базово оценил состояние глазного дна и сетчатки, измерил глазное давление. Все процедуры заняли 10 минут, но это была только первичная проверка на узкий зрачок. После этого врач закапал в глаза капли, которые расширяют зрачок, и отправил меня в коридор на час — ждать, пока препарат подействует.

Проверка на широкий зрачок нужна, чтобы точнее оценить состояние внутренней части глаза. На узкий зрачок данные могут быть неполными. Вот только стоит учитывать, что с широким зрачком зрение становится мутным и как будто размытым. Сложно разобрать текст вблизи, читать книгу или смотреть что-то в телефоне тоже некомфортно. Эффект длится четыре часа, но полностью зрение у меня восстановилось только через восемь часов. В этот день лучше не садиться за руль.

Через час врач вызвал меня на повторные тесты — они были теми же самыми, что в начале. Эта проверка тоже длилась 10 минут. Мое зрение оказалось отличным. Врач сразу же написал заключение и отдал его мне на руки. При положительном результате кандидата направляют обратно в отдел кадров. Вся проверка зрения от входа в поликлинику до выхода заняла у меня два часа.

Можете спрогнозировать, сколько денег у вас будет через год?

Психологическая проверка — самый длительный этап в трудоустройстве. Он состоял из трех дней, между каждым была неделя перерыва — в это время психологи изучают результаты каждого кандидата. По моим наблюдениям, на этом этапе из-за высоких требований к стрессоустойчивости отсеивается 80% кандидатов. Кандидаты должны спокойно отвечать на все вопросы, выдерживать большую умственную нагрузку. При мне один мужчина начал громко спорить с психологами, потому что не понимал, как выполнять задание. Через пять минут с ним попрощались.

В первый день проходит вводное занятие в группе из 20—30 человек. Участникам показывают презентацию о работе машиниста и дают тест из 20 вопросов. В нем вопросы по физике из школьной программы и вопросы на механическую понятливость из теста Беннета — это тест на выявление технических способностей. Мы отвечали на вопросы из курса электрики — например, в чем измеряется сила тока, сопротивление и напряжение; пытались понять, глядя на рисунки, в какую сторону движутся шестеренки.

Потом психологи отвечают на вопросы, которые возникли после презентации, и по одному вызывают на собеседование. На нем меня спрашивали о разном: о личной жизни, как узнал о вакансии и какие планы на будущее. Были и сложные вопросы: например, что делать в критических ситуациях, когда человек падает на путь. Кандидат должен ответить, будет ли оказывать первую помощь пострадавшим или нет. Если ответ отрицательный, то, вероятно, человеку эта работа не подойдет.

Во второй день группа работает с психологом с помощью мини-тестов. Психологи задают вопросы на знание русского языка, математики, физики. Еще упор делается на проверку памяти, ведь машинист должен быстро запомнить огромные объемы информации, а некоторые инструкции и вовсе выучить наизусть. Проверка идет по школьной программе — это может звучать странно, но на самом деле психологи оценивают не знания, а реакцию на вопросы, поведение кандидатов и прочие подобные факторы.

Проверка интенсивная: кандидаты должны быстро отвечать на все вопросы и выполнять задания. Вот какие тесты я проходил.

Тест Лурия «10 слов». Нам выдали пустые листочки и продиктовали 10 слов. Их надо было запомнить, записать и сдать бумагу. Так повторилось три раза, все это время диктовали одинаковые слова. В конце всех тестов, примерно через три часа, нам снова выдали пустые листочки и предложили написать слова, которые удалось запомнить.

Тест Бурдона, его еще называют корректурной пробой. Он нужен для проверки концентрации и внимания. Я получил бланк, на котором в случайном порядке были написаны ряды букв и символов. Среди них нужно было найти и вычеркнуть определенные буквы — мне достались «В» и «У».

Тест «Интеллектуальная лабильность». Нам выдали бланк и начали зачитывать вопросы по списку. Например, нужно было обвести определенные буквы в словах, зачеркнуть гласные или согласные, нарисовать кружочки и черточки. Вопросов было много, а паузы между ними — всего 2—3 секунды. Я на некоторые вопросы не успевал отвечать, их приходилось пропускать.

Что-то типа изложения и сочинения. Нам прочитали короткий текст, примерно на три абзаца, затем попросили написать его по памяти и дополнить от себя. После этого нужно было еще отдельно написать, какой смысл у этого рассказа.

Творческое задание. Попросили нарисовать животное, а на обратной стороне листа написать сочинение о нем. Требуется написать минимум половину листа А4. Схитрить и писать большим почерком не получится, попросят дописать.

Пословицы. Нужно было написать, как мы понимаем смысл пословиц, — их было всего пять штук, например «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса».

Тест СМИЛ из 566 вопросов. Вопросы и темы там самые разные, похожий можно попробовать пройти в интернете.

После тестов нам выдали таблицы Шульте — в них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо показать и назвать в заданной последовательности все числа в возрастающем и убывающем порядке. Норма времени на одну таблицу — 40—50 секунд. Если голова работает хорошо, то со временем уже начинаешь запоминать расположение чисел — становится проще. Но на последних двух таблицах психолог начала вслух называть рандомные числа, чтобы спутать. Я был совсем не готов к такому, но быстро смог снова сконцентрироваться.

В третий день проверяют внимательность — на компьютере запускают тест «Точка по кругу». На экране была большая окружность, которая состояла из 60 маленьких серых кругов. По этим серым кругам последовательно перемещается зеленая точка — шаг в секунду. Но в случайные моменты зеленая точка может перейти не на следующую, а перепрыгнуть через одну — при каждом таком прыжке требовалось нажать на кнопку. Тест длится час и требует максимальной внимательности.

Если вы не прошли психологическую проверку, то через полтора-два года можно попробовать снова.

Медицинская комиссия состоит из трех дней, но может быть увеличена, если потребуется. Врачей не так много, осмотр занимает не более двух часов, но при этом каждый день измеряют пульс и давление. Например, у меня на второй и третий день был увеличенный пульс из-за стресса, поэтому мне назначили два дополнительных дня проверки.

Кандидаты проходят осмотр у хирурга, невролога, отоларинголога, терапевта, делают флюорографию и сдают анализы.

Врачи проводят стандартные процедуры. К примеру, хирург полностью осмотрит тело и спросит про скрытые заболевания. Невролог своим чудо-молоточком постучит по коленкам и посмотрит на реакции. Отоларинголог провела диагностику на порог слышимости — для этого она отвела меня в шумоизоляционную кабину, в которой были только наушники и стул. Когда в наушниках был слышен шум, надо было нажимать на кнопку. А еще врачи делают ежегодно вибротестирование, так как в метро повышенная вибрация. Для него на палец надели специальный прибор с кнопкой — в случайное время он начинал вибрировать, в такие моменты нужно было нажимать на кнопку и держать ее. Потом такой тест делали каждый год.

На третий день терапевт дает заключение. Если все хорошо, то специалист отдела кадров называет кандидату в машинисты дату начала учебы в технической школе.

Обучение в технической школе

Обучение длится семь месяцев и состоит из двух равных частей — теории и практики. Во время теоретического курса студенты получают стипендию, ее сумма зависит от успеваемости: например, я после вычета налогов получал 10 440 Р.

стипендия, которую я получал во время обучения в технической школе

Контракт на обучение. Через неделю после начала занятий студентов приглашают на экскурсионную поездку в метро — конечно, не просто в поезде, а с машинистом в кабине. После этого заключают контракт: в нем мы обязались отработать год после обучения. Если кто-то из студентов не сдает экзамены или не отрабатывает год, он должен будет вернуть примерно 100 000 Р.

Если студент смог трудоустроиться, то сумма постепенно уменьшается. К примеру, если человек после технической школы отработал 10 месяцев и по каким-то причинам решил уволиться, то ему останется возместить около 16 000 Р. Всю сумму не обязательно платить сразу. В отделе кадров можно договориться о рассрочке. Один из моих одногруппников не смог сдать экзамены и возвращал 105 000 Р за шесть месяцев.

Впрочем, есть вариант не платить эту сумму: можно устроиться в метрополитен на другую должность и тоже отработать год. Если есть вакансии, конечно.

Предметы. Занятия у нас проходили пять дней в неделю с 09:00 до 16:20. Вот какие предметы мы изучали:

  1. Механическое, пневматическое и электрическое оборудование.
  2. Правила технической эксплуатации метрополитена.
  3. Управление электропоездом.
  4. Линии метрополитена.
  5. Охрана труда.

Если у вас есть техническое образование, понимать базовые вещи — например, как работают зубчатые передачи, — будет проще. Впрочем, если вы с этим никогда не сталкивались, страшного ничего не будет. Ребята в группе охотно помогали друг другу: многие из нас даже приходили на час раньше, чтобы обсудить непонятные вопросы по учебе. После занятий просили ключи от кабинета и задерживались, чтобы проверить свои знания на больших схемах по электрике. Конечно, это можно делать дома одному, но в группе все мелкие вопросы решаются более оперативно.

Источник

Погоны машиниста метро москвы
Adblock
detector