Первое метро какой город

В прошлом и позапрошлом годах я разместил в этом журнале несколько заметок о городском пассажирском транспорте эпохи стимпанка — омнибусах, конках, паровых омнибусах и паровых трамваях. Но цикл будет неполным без упоминания о паровом метро. Единственным городом, который обзавелся этим во всех смыслах угарным сооружением, был Лондон, что и неудивительно, поскольку его жителей, с детства привыкших к смогу, нисколько не пугали дымные тоннели и закопченные станции.

Однако больше на такое никто не решился, а все последующие подземные метрополитены сразу строились в расчете на электротягу. В Лондоне же, паровозы продолжали водить пассажирские составы по старым линиям вплоть до начала ХХ века. Заметку об этом британском феномене уместно дать именно сегодня, поскольку торжественное открытие первой шестикилометровой линии лондонской поздемки состоялось 10 января 1863 года.

Интересно, что, изначально по ней планировали пустить оригинальные «бездымные» паровозы, специально спроектированные для этой цели инжнером Фаулером. Эти локомотивы должны были поднимать давление пара в котле еще в депо, до выхода на линию, потом — заглушать топку, а дальнейшее парообразование обеспечивалось специальным термоаккуулятором, основу которого составляли окружавшие котел раскаленные кирпичи. Кроме того, паровоз Фаулера оснащался пароконденсаторами и емкостями для воды, то есть, работал по замкнутому циклу.

Однако расчеты изобретателя не оправдались. Проведенные в 1862 году испытания показали, что кирпичный термоаккумулятор оказался неэффективным, при погашенной топке давление пара быстро снижалось и локомотив мог проехать лишь незначительное расстояние. Поэтому на фирмах «Вулкан», «Суиндон» и «Китсон» для метро заказали 22 обычных паровоза, аналогичных тем, что ходили по наземным железным дорогам. Эти машины не только сильно дымили, но и парили, так как отработанный пар просто выбрасывался из цилиндров.

Каждому из метропаровозов, по тогдашней традиции, дали собственное наименование, причем паровозы «Суиндона» носили «растительные» имена: «Роуз», «Вайолет», «Шеймрок», «Азалия» и т.д. Машины «Вулкана» получили названия насекомых, например, «Уосп», «Хорнет» и «Москито», а изделиям «Китсона» присвоили монаршие титулы: «Кайзер», «Хан», «Бей», «Шах» и «Царь» (Czar). Так что, один из первых в мире метропоездов водил локомотив, названный в честь российского самодержца. Думаю, об этом сейчас даже в Лондоне мало кто знает.

К сожалению, ни одного такого паровоза не сохранилось, в 1870-е годы все они были списаны и отправлены на слом, а самый старый локомотив, хранящийся в Лондонском музее общественного транспорта, выпущен в 1877 году и относится к более позднему типу конденсаторных танк-паровозов с уменьшенным выбросом пара и экономным расходом воды.

Специальных вагонов для метро тоже не делали, подвижной состав предоставила железнодорожная компания GWR. Вагоны делились на три класса, при этом самый «нищебродский» третий класс передставлял собой обычные открытые грузовые платформы со скамейками. У них не было даже дверей, а чтобы попасть в вагон и выйти из него пассажирам приходилось перешагивать через борта.

Зато вагоны первого класса состояли из комфортабельных шестиместных купе с роскошной отделкой и мягкими кожаными диванами. В общем, всё как положено в жестоком мире чистогана. Каждое купе имело отдельный выход на платформу. Освещались они газовыми фонарями с питанием от баллонов со сжатым светильым газом и разводкой тонкими медными трубками. Вагоны второго класса тоже были закрытыми и купированными, но со скромной отделкой, уменьшенным количеством светильников и более тесной посадкой пассажиров.

Далее — подборка фотографий и рисунков, относящихся к строительству и раннему этапу эксплуатации первой в мире линии метро. А на заставке — разрез станции «Бейкер Стрит» в том виде, как она выглядела в 1863 году. Впрочем, судя по фотографиям, она и сейчас выглядит примерно так же.

Читайте также:  Балтийская метро кафе рядом

Источник

Первое метро какой город

Истории и секреты старейших метрополитенов мира

«Если бы только рельсы могли говорить…»

Метро завораживают, особенно старые, которые работают уже более ста лет.

Только представьте, сколько воспоминаний они хранят: амбиции людей, которые спешили на собеседования, улыбки тех, кто возвращался домой с удачного свидания, неожиданные встречи с давно потерянными друзьями, усердная подготовка к экзаменам и даже неожиданные роды… Метро постоянно становятся свидетелями различных жизненных событий.

С другой стороны, как много мы знаем о самих метро, их историях?

Лондонский метрополитен – старейший в мире

Строительство первого в мире метро началось в Лондоне в 1860 году с целью облегчить растущее движение на улицах города. Три года спустя, 10 января 1863 года, метро протяжённостью шесть километров было открыто для публики; в первый же год его услугами воспользовались почти десять миллионов пассажиров.

Тем не менее, в первом метро перевозку людей осуществляли паровозы, после которых в туннеле оставалось много дыма. Это делало поездки вредными и не очень приятными. В 1890 году была произведена электрификация метро, технология, которая впоследствии распространилась на другие города по всему миру.

Станции-призраки и подземное убежище Уинстона Черчилля

Сегодня Лондонский метрополитен насчитывает 270 станций. Из-за низкого пассажиропотока, близкого расстояния между точками и изменений маршрутов более 40 из этих 270 станций больше не используются и поэтому называются «станциями-призраками».

Одна из станций-призраков, станция Даун-Стрит, была открыта в 1907 году, однако ею почти никто не пользовался, что привело к её закрытию в 1932 году. В 1939 году она превратилась в офисы и помещения для защиты правительственных операций в случае бомбардировок. Уинстон Черчилль и Военный кабинет использовали станцию как бункер во время Второй Мировой Войны, и Черчилль называл её «сараем».

Линия M1 (Будапештский метрополитен) – первая электрическая линия метро в континентальной Европе

Линия M1 (Будапештский метрополитен) стала первой электрической линией метро в континентальной Европе. Она доставляла пассажиров из центра города в парк. Интересно, что метро решили построить не из-за растущего движения, а для того, чтобы сохранить ландшафт исторического проспекта Андраши.

Линия М1 была построена в рекордные сроки – всего за 21 месяц; строительство включало 2000 рабочих и использование самых современных технологий того времени. Линия открылась 2 мая 1896 года и функционирует до сих пор. В 1970-х годах была произведена реконструкция. Линия М1 была внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с проспектом Андраши.

Ядерный бункер на Линии M2 Будапештского метрополитена

Линия M2 Будапештского метрополитена была построена в 1950-х годах вместе с секретным ядерным бункером под названием «Объект F-4», площадь которого составляла более 3500 квадратных метров. Рабочие думали, что они просто строят часть метро, тогда как на самом деле это был бункер. Н-образный бункер был спрятан между двумя станциями, соединяющими Венгерский парламент и Площадь свободы.

Бункер был построен с системой фильтрации радиоактивной пыли на случай ядерной атаки. Первоначальный план правительства состоял в том, чтобы спрятаться в бункере, затем сесть в вагон метро и доехать до последней станции городского Восточного железнодорожного вокзала, где должен был ожидать бронепоезд.

И хотя ничего подобного не случилось, бункер всегда был готов к использованию вплоть до 1970-х годов. Он был скрыт от общественности, однако его рассекретили в 1990-х годах.

Нью-йоркский метрополитен – самая большая в мире система метро

Нью-йоркское метро открылось в 1904 году. Оно насчитывало всего 28 станций. Сегодня в эксплуатации находится 472 станции, что делает его самой большой системой метрополитена в мире.

Читайте также:  Метро авиамоторная улица авиамоторная 39

Эксклюзивный вход для самых богатых

Существовало несколько секретных платформ метро, которыми пользовались только очень богатые и влиятельные люди. Одна из них находилась под отелем «Уолдорф-Астория». Первоначально на платформе располагалась электростанция. Однако её снесли, чтобы освободить место для отеля «Уолдорф-Астория», строительство которого началось в 1930-х годах. Расположение платформы позволяло получить эксклюзивный доступ к отелю «Уолдорф-Астория». Им пользовались такие известные люди, как президент Франклин Рузвельт и генерал Дуглас Макартур.

Ещё один секретный вход находился под Таймс-сквер на платформе первого пути. Над запечатанной дверью висит табличка с надписью “KNICKERBOCKER”. Роскошный отель Knickerbocker на Таймс-сквер был построен Джоном Джейкобом Астором IV в 1906 году. Он был правнуком Джона Джейкоба Астора, немецкого иммигранта, который стал первым миллионером в Соединённых Штатах.

Сам Джон Джейкоб Астор IV также был видным бизнесменом и инвестором. Вход в Knickerbocker на платформе вёл в роскошный бар отеля. Однако Джон Джейкоб Астор IV умер в 1912 году в результате гибели «Титаника», и отель Knickerbocker пришёл в упадок после его смерти.

Строительство парижского метро затянулось на 50 лет

Ещё в 1845 году французское правительство и железнодорожные компании планировали создать подземную железнодорожную систему, соединяющую существующие наземные линии в Париже. Однако город был обеспокоен потенциальным национальным поглощением и предпочёл собственную независимую сеть. Спор продолжался пятьдесят лет, пока в конце 1895 года французское правительство не признало право Парижа на строительство собственного метрополитена.

Слово «метро» было заимствовано из французского языка и используется во многих странах

В июле 1900 года Парижское метро было открыто для публики. Первая операционная компания называлась Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris. Метро называлось Le Métropolitain, сокращённое название компании, пока в конечном итоге оно не было переименовано просто в «metro». Именно так слово «метро» стало универсальным названием для метрополитенов во многих странах мира.

Интересные факты о метро по всему миру

* Самая длинная в мире система метро: Шанхайский метрополитен, Шанхай, Китай. Его длина составляет 434 километра.

* Самая короткая в мире система метро: Метрополитен Катании (Metropolitana di Catania), Сицилия, Италия – всего лишь 3,8 километра.

* Самая глубокая в мире система метро: Пхеньянское метро, Пхеньян, Северная Корея. Подземная система имеет глубину 110 метров, и первоначально она была построена в военных целях.

* Самая глубокая станция метро в мире: станция Арсенальная, Киевский метрополитен, Киев, Украина. Станция находится на глубине 107 метров под землёй.

* Самая загруженная в мире система метро: Токийский метрополитен, Токио, Япония. Он перевозит 3,16 миллиарда пассажиров в год.
©

Источник

История метрополитена на территории России

Сегодня, 15 мая, празднуется День метро. А почему именно сегодня — расскажу позже.
Самый первый метрополитен был открыт в Москве. На данный момент, к сожалению, метро есть только в 7 городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара).
Когда же была создана идея подземки?
Шли 1920г. Москва расширялась до МкМжд (Малое кольцо Московской железной дороги) (ныне МЦК (Московское Центральное Кольцо)). На тот момент, главным транспортом были трамваи. И в трамваи по утрам было невозможно влезть — люди попадали в удобный трамвай иногда прождав немало время.
Решение было принято в 1931 г. Тогда же и был принят проект участка первой линии — от Сокольников до Парка Культуры им. Горького (ныне Парк Культуры) с ответвлением от станции Охотный ряд к станциям Коминтерн (до 1990 г. — Калининская, ныне Александровский сад) Арбатская и Смоленская.
Метро изначально не хотели слишком глубоко закапывать. Но инженер Вениамин Маковский предложил сделать метро глубже. Москвичи приняли его решение, но не сразу.
Строительство.
Рано утром, 10 декабря 1931 г. пришли несколько человек с граблями и лопатами к будущей станции Сокольники, и начали раскапывать землю. Сложно поверить, но ещё до ещё до 31 декабря, работы начали идти вплоть до станции Дворец Советов (ныне Кропоткинская). И меньше чем через полмесяца, работы дошли и до Парка Культуры им. Горького, а ещё через месяц работы дошли и до ответвления к станциям Коминтерн, Арбатская и Смоленская. Работы велись долго, т.к. тогда не существовало тоннелепроходческих щитов, и других технологий. Но! Первый тоннелепроходческий щит в СССР появился в 1934 г. — его конструкцию позаимствовали у лондонских конструкторов. Было построено первое депо — Северное, которое продолжает работать по сей день, а 15 октября 1934 г. оттуда вышел первый в истории метро СССР поезд. Строительство завершилось в 1934 г. Знаменитую красную букву «М» придумал Иван Таранов.
Открытие.
15 мая 1935 г. в 5:48 был включен электрический ток, а в 5:52 на линию вышел поезд. Первым пассажиром стал П.Н. Латышев. Всего было открыто 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская» (ныне «Чистые пруды», «Дзержинская» (ныне «Лубянка»), «Охотный ряд», «Библиотека им. Ленина», «Дворец Советов» (ныне Кропоткинская), «Парк культуры им. Горького», «Коминтерн» (до 1990 г. «Калининская», ныне «Александровский сад»), «Арбатская», «Смоленская».

Читайте также:  Есть ли рынок метро теплый стан

Источник

Где и как появилось первое в мире метро (ФОТО)

Современный мегаполис сейчас трудно представить без метро. Этим подземным транспортом ежедневно пользуется огромное количество людей. А где появился первый в мире метрополитен?

Первая в мире ветка метро появилась в Лондоне. В середине 19 столетия население английской столицы составляло два миллиона человек, и добираться из одного района Лондона в другой стало проблематично.В 1855 году было принято решение о строительстве в городе подземной железной дороги. Сооружением ветки метрополитена занялась компания MetropolitanRailwaj. Нужно заметить, что строительство метро внесло существенные изменения в облик английской столицы. Линия прокладывалась траншейным способом: выкапывали тоннели глубиной около 10 метров, затем укладывались рельсы, сверху возводилось кирпичное перекрытие, после чего ров засыпали. Поэтому, под снос попало большое количество зданий.

Открытие первого в мире метро состоялось 10 января 1863 года. Открыл движение столь необычного вида транспорта принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Он и стал первым пассажиром метро.

Общая протяженность первой ветки лондонского метро составляла 3600 метров , она включала в себя 7 станций.

Что представлял собой подземный транспорт в то время? Зрелище, нужно сказать, было малопривлекательное. Поезда метро работали на угле , отчего лица и одежда пассажиров быстро становились черными. Дышать в подземелье тоже было не просто.

Тем не менее, лондонцы оценили такой, пусть не очень комфортный, зато быстрый способ передвижения. Уже в первый день услугами метро воспользовались около 30 тысяч пассажиров. За первый год работы подземный транспорт перевез более 9 миллионов человек, а в следующем году около 12 миллионов.

Постепенно, локомотивы метро стали переводить на электрическую тягу. Но ушло на это более сорока лет. Полностью лондонский метрополитен был электрифицирован только в 1905 году.

Сейчас в Лондоне 12 линий метро, большинство из которых связывают центр города с окраинами. Ежедневно этим транспортом пользуется около 3 миллионов человек, то есть один миллиард пассажиров в год. Несмотря на такое внушительное количество, это в три раза меньше, чем в московском метрополитене – крупнейшем в мире.

Источник

Первое метро какой город
Adblock
detector