Магистраль 1937 года
Продолжаем рассматривать историю маршрутных сетей города с точки зрения непонятно чего. Сегодня у нас в гостях 1937 год.
Уже два года как действует сталинский генплан Москвы: преобразование города идет полным ходом, и схема городского транспорта отлично фиксирует этот момент. Всего два года назад в Москве случилось то, что потом станет обыденностью: впервые трамвайные пути были сняты с ряда улиц без перекладки их на параллельные. В данном случае это сопровождалось строительством метро, но отмена трамвайных маршрутов на этом не закончилась: и наша схема застает ее в самом разгаре.
Зато развивается другой вид транспорта — троллейбус. Пока его сеть ничтожно мала (всего три маршрута), но мы-то знаем, что через 70 лет он станет доминирующим видом наземного транспорта в центре Москвы. Троллейбус в это время — символ перемен и обновления Москвы. Расширяются и благоустраиваются улицы, сносится ветхая, буржуазная Москва. На широкие асфальтовые проспекты вместо устаревшего трамвая приходит сверкающий новый троллейбус. Ничего не напоминает?
Автобус, тем не менее, преуспел намного больше за последние 12 лет. Три маршрута выросло в более, чем 30, пересекающих Москву из конца в конец по самым разным траекториям. Появились даже специальные грузовые автобусы!
В большем разрешении по клику.
Сразу надо предупредить: расписания движения всего этого великолепия найти мне не удалось. Поэтому маршруты покрашены по принципу сегодняшней Магистрали — то есть, абсолютно без связи с реальностью. И смотреть мы будем только на одну вещь: конфигурацию сети.
С 1925 года маршрутов в центре серьезно добавилось. Хоть это и не по Джарретту, не забывайте: при семи автомобилях на 1000 жителей и практически полном отсутствии метро любой маршрут был востребованным и даже — о ужас! — рентабельным. Теория о том, что транспорт либо забивает на соцобязательства и правила эксплуатации, либо дотируется в условиях пешеходного общества в не работает, настолько велик пассажиропоток.
Тем не менее, в этой лапше очень сложно разобраться: понятно только одно — все направления обеспечены множеством прямых частоходящих маршрутов в любую точку города. Поэтому чтобы хоть как-то разобраться в схеме, предлагаю посмотреть на виды транспорта отдельно.
В большем разрешении по клику.
Двенадцать лет назад мы покинули московский трамвай со стройной, густой сетью, хорошо отражавшей топологию улиц Москвы. Что мы видим сейчас? Жалкие остатки былого великолепия! Трамвайный погром в самом разгаре: два года назад сняты пути вдоль трассы метро, исчезли дублирующие линии возле Лубянки, нет трамвая на Сретенке, Пречистенке. Параллельно с реконструкцией Садового кольца из уютного бульвара в широченное асфальтовое поле убирается легендарная «Букашка». Интересно, так ли бомбило у тогдашних фанатов общественного транспорта?
Немного лирического отступления: между прочим, по сталинскому генплану предполагалась реконструкция и Бульварного кольца по типу Садового: с вырубкой бульвара, сносом зданий, где это необходимо, ликвидацией трамвая. К счастью, не успели, и глядя на Бульварное кольцо мы можем представить, как примерно выглядело кольцо Садовое до реконструкции. Увлекательно чтение про это и многое другое можно прочитать в книге Романовского того времени «Новая Москва. Площади и магистрали».
Стоит сказать немного слов в защиту тогдашних проектировщиков. Тогдашние трамваи были не самым продвинутым и комфортным, быстрым транспортом. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Вернемся к топологии сети. Здесь впервые начали проявляться очень тревожные симптомы. Дело в том, что маршруты начали кривиться. На трамваях это не очень заметно, потому что во-первых, сеть делалась изначально нормальной, а во-вторых, искривить значительно трамвайный маршрут даже до сегодняшнего дня в Москве никому особо не удавалось. Но тем не менее, первый маршрут с Покровки делает крюк через Воронцово поле вместо того, чтобы ехать прямо. И это только начало.
Изменилось распределение маршрутов по городу. За первую пятилетку Москва вместе со всей страной превратилась из маленького мещанского городка в крупного индустриального гиганта. Вместе с индустрией в город пришла, как это ни странно, децентрализация: фокус жизни сместился из торгово-административного центра города на рабочие окраины и заводы: конечно, роль в этом сыграла и отмена НЭПа.
Больше половины трамвайных маршрутов теперь вообще не заходит в центр. При этом это не только местные подвозки рабочих «поселок-фабрика». Существуют гигантские хордовые трассы через весь город: из Измайлова на Тестовскую, из Ленинской Слободы в Верхние Котлы и прочее. Живой пример такой линии — 36 трамвай, почти не изменившийся с тех пор.
В центре же все стало гораздо спокойнее. Роль основной трамвайной артерии приняла на себя Покровка, через которую идет теперь все то, что раньше шло через Мясницкую — ну, кроме северного обхода, который теперь вообще не заходит внутрь Садового, о чем мы говорили абзацем выше. Сретенка переместилась на Трубную-Цветной бульвар, а Арбат — на Никитскую. Добавилась наконец линия по Воронцову Полю, за отсутствие которой в сегодняшней Магистрали только ленивый не пнул ДТ. Но трафик там какой-то странный: два трамвая, один из которых сворачивает на Курский. Собственно, и дальше там будет примерно так же: вроде транспорт есть, но скорее для галочки.
Но перейдем к троллейбусу:
Более крупное изображение по клику.
Троллейбус в Москве появился позже метро. Пока его сеть не успела развиться достаточно: всего три маршрута ездит по московским улицам. Но что хочу отметить — это удивительное постоянство трасс, не менявшихся существенно с самого момента запуска. Сеть автобуса и даже трамвая за 70 лет перекроилась до неузнаваемости — но не троллейбуса.
Все, что стало с первым маршрутом — это продление в оба конца. До своих последних дней работы он все также обслуживал Тверскую и Ленинградское шоссе в обе стороны. Сейчас это дело продолжает его вонючий наследник М1. Второй маршрут, что характерно, в полном объеме восстановлен этой осенью. Как и в 1937 году, М2 перевозит пассажиров от Дорогомиловской Кутузовского и до. Рижского вокзала. Жаль, что троллейбус как вид транспорта не дожил до своего триумфального возвращения на изначальный маршрут.
Про Букашку и говорить нечего: пока на месте Садовое кольцо, он тоже на месте: трамвай ли это, автобус или троллейбус. Кстати, троллейбусом он отмечен здесь вполне в духе московского транспорта: электротранспорт ездил по линии вперемешку с автобусами. Ничего не меняется в этом мире.
Сеть их фрагментарна и дополняет трамвай в двух нишах. Первая — это быстрые и комфортные «имиджевые» перевозки: между вокзалами, аэропортами, в места отдыха или гостиницы. Таковы, например, маршруты №1, 9. Вторая категория — это поездки в перди, чаще всего — за город. Ласкающие слух названия конечных пунктов вроде «деревня Черемушки. Кирпичный завод.» или «Грязная Лужа», «Большие Кочки» относятся как раз к ним. Такие линии не обязательно проходят через весь город, и начинаются хорошо если в центре, скажем, на пл. Свердлова. А то ведь могут и с Нижней Радищевской, где тогда был хаб (и снова ничего не меняется в этом мире), правда, для областных и пригородных маршрутов.
И да, у автобусов появилось такое прискорбное явление, как петли: разветвление маршрута посередине. Например, в районе Охотного Ряда. Пока это кажется безобидным, но вспомните маршрут №6 перед Магистралью! Что автомобилю благо, то общественному транспорту хуже некуда.
Отдельно расскажу про розовые линии. Это такая необычная штука, как грузовые автобусы. Они ходят между вокзалами и специально предназначены для транзитных пассажиров с багажом. Интересно было бы посмотреть, как они выглядят вживую.
Что ж, после этого обзора мы можем с полной уверенностью утверждать: ухудшение наземного транспорта началось чуть раньше 1937 года. Те, кто вспоминает восьмидесятые, просто недостаточно любят общественный транспорт. Трамваи или смерть! Я за восстановление маршрутной сети 1925 года, все остальное — жалкая пародия на НОТ в центре.
Источник
Московский Метрополитен в 30-е годы
Первые попытки создания метро в городе были предприняты в 1923 году, когда созданный подотдел «метро» совместно с немецкими специалистами готовили проект Московского метрополитена. Еще в 1927 году специалисты Московской городской железной дороги прогнозировали наступление транспортного коллапса. Единственный городской транспорт того времени трамвай уже не мог справляться с постоянно растущим населением города. Количество человек в столице составляло уже 4 млн.
(Проект наземного метро, был отклонен)
В 1930-му году проект метро закрывают, специалистов подозревают во вредительстве и арестовывают, а отдел расформировывают и закрывают. В этом эе году в Москве случается транспортный коллапс. Трамваев на дорогах становится много, им становится тесно, а люди попросту не влезают в переполненные вагоны. Именно, тогда появилось выражение «хам трамвайный».
Летом 1931 года на партийном собрании первый секретарь Московского комитета ВКП(б) Л. М. Каганович выносит на повестку дня план вопрос необходимости строить в городе метро. К ноябрю того же года Городской Комитет уже выставляет на обсуждение план будущей подземной дороги. А в конце ноября 1931 года во дворе дома № 13 по Русаковской улице начинает прорываться первая шахта. Так начинается первый этап строительства метро.
(Строительство первой линии метро)
Первоначально предполагалось по плану, что метро будет проходить неглубоко под землей, но в феврале 1932 года молодой инженер В. Л. Маковский решительно отверг этот вариант, высказав о невозможности проведения метро таким методом. Он выбрал глубину для прорубки тоннелей 25 — 30 метров и встретил массу протестов многих инженеров. Однако, главным лицам в партийном руководстве Кагановичу и Хрущеву идея понравилась. В конце концов проект был предоставлен Сталину, который выбрал проект метро глубокого заложения.
(Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о строительстве участка Сокольнической линии закрытым способом на большой глубине)
В 1933 году для осуществления проекта сложнейшего строительства подземной линии глубокого заложения, были привлечены специалисты горно-добывающих областей. Десять специалистов были отправлены на обучение за границу. В строительстве начали применять проходческий щит с кессонами, и уже к лету 1933 года на требуемой глубине можно было начать прокладывать глубокие тоннели.
(Подготовка тоннельной конструкции 1934 год)
К первой намеченной дате запуска метро 7 ноября 1934 года открытие метро пришлось перенести из-за отсутствия эскалаторов. В то время эскалаторы работали только в Лондонском метро, их делали всего 2 компании в мире. Времени для своих разработок такого сложного оборудования не хватало и пришлось закупить за колоссальную по тем временам сумму 200 000 золотых рублей один эскалатор, чтобы его разобрать и на основе его разработать эскалаторы советского производства.
В рекордные сроки 6 февраля 1935 года первые эскалаторы успешно прошли испытания. Московский архитектор Иван Таранов нарисовал знаменитую красную букву «М», которую поставили на всех наружных вестибюлях метро. И, вот, 15 мая 1935 года в 5 часов 48 минут в тоннелях Московского Метрополитена включили ток, затем вышел первый поезд, а в 6 часов 45 минут двери 13 станций первой ветки метро открылись и приняли своих первых пассажиров.
(Встреча первого поезда 1935 год)
Первая линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до «Смоленской». Общая длина линий 11,5 км. 13 станций, которые обслуживали 14 поездов. Первые вагоны имели тип А/Б и обслуживали пассажиров вплоть до 1975 года.
(Пассажиры Московского метро 1938 год)
В марте 1937 года был открыт участок от «Смоленской» до «Киевской», а ровно через года в марте 1938 года её продлили до станции «Курская».
(Станция метро «Площадь революции», открытая в 1938 году)
К сентябрю 1938 года было завершено строительство 8,5 км участка второй очереди метро, Горьковский радиус от станции «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Сокол».
Источник
85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции
Московский метрополитен отмечает 85 лет. За эти годы подземка разрослась до 15 линий общей протяженностью 780 километров. Вспоминаем, с каких станций начиналось столичное метро и как разрастался метрополитен в течение этих лет.
Первые пассажиры в метро
Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.
Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.
Первые 13 станций Московского метрополитена:
• «Сокольники» • «Красносельская» • «Комсомольская» • «Красные Ворота» • «Кировская» («Чистые пруды») • «Дзержинская» («Лубянка») • «Охотный Ряд» • «Библиотека имени Ленина» • «Дворец Советов» («Кропоткинская») • «Парк культуры» • «Улица Коминтерна» («Александровский сад») • «Арбатская» • «Смоленская»
Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.
Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.
Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.
Источник
Карта метро 1937 года
Метрополитен      Открыт:  1955      Станций:  72      Линий:  5      Пересадочных узлов:  7     
Текущая схема метрополитена Санкт-Петербурга
      Строительство Ленинградского метрополитена началось в 1941 году. Но этим планам помешала Великая Отечественная война. После Победы, в 1947 году, строительство было возобновлено. 15 ноября 1955 года пусковой участок от станции «ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ» до станции «АВТОВО», длиной 10.8 км и состоящий из 7 станций, был торжественно открыт.
      Ленинградский метрополитен стал вторым метрополитеном в СССР. Он до сих пор является вторым по величине метрополитеном в странах СНГ и, скорее всего, таковым и останется. С 1991 года Ленинград стал Санкт-Петербургом, соответственно изменилось и название метрополитена. Петербургский метрополитен является самым глубоким в мире по средней глубине заложения станций. Станция метрополитена Санкт-Петербурга “ПАРК ПОБЕДЫ” стала первой в мире станцией типа горизонтальный лифт. Станции Петербургского метрополитена “ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ” и “ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА” стали первыми в мире односводчатыми станциями глубокого заложения. Станция метрополитена Санкт-Петербурга “СПОРТИВНАЯ” стала первой в мире подземной двухэтажной станцией глубокого заложения.
      На сегодняшний день Петербургский метрополитен – это 5 линий, более 70 станций, 7 пересадочных узлов. Большая часть станций является подземной (преимущественно глубокого заложения). С момента распада СССР метрополитен Санкт-Петербурга развивается нестабильно.
      Ознакомиться с моими впечатлениями о посещении Петербургского метрополитена можно на странице Санкт-Петербурга.
1955       Открытие линий:       №1 — «КИРОВСКАЯ»;       Открытие станций:       «ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ», «ВЛАДИМИРСКАЯ», «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ», «БАЛТИЙСКАЯ», «НАРВСКАЯ», «КИРОВСКИЙ ЗАВОД», «АВТОВО».
1956       Открытие станций:       «ПУШКИНСКАЯ».
1958 (1)       Переименование линий:       №1 — «КИРОВСКАЯ»
«КИРОВСКО-ВЫБОРГСКАЯ»;       Открытие станций:       «ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА».
1958 (2)       Открытие станций:       «ЧЕРНЫШЕВСКАЯ».
1963       Переименование линий:       №2 — «МОСКОВСКАЯ»
«МОСКОВСКО-ПЕТРОГРАДСКАЯ»;       Открытие станций:       «ПЕТРОГРАДСКАЯ», «ГОРЬКОВСКАЯ», «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», «ПЛОЩАДЬ МИРА».
1966       Открытие станций:       «ДАЧНОЕ».
1969       Открытие станций:       «МОСКОВСКАЯ».
1970       Переименование линий:       №3 — «ВАСИЛЕОСТРОВСКАЯ»
«НЕВСКО-ВАСИЛЕОСТРОВСКАЯ»;       Открытие станций:       «ЕЛИЗАРОВСКАЯ», «ЛОМОНОСОВСКАЯ».
1972       Открытие станций:       «ЗВЁЗДНАЯ», «КУПЧИНО».
1975 (1)       Открытие станций:       «ЛЕСНАЯ», «ВЫБОРГСКАЯ».
1975 (2)       Открытие станций:       «АКАДЕМИЧЕСКАЯ», «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», «ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА».
1978       Открытие станций:       «КОМСОМОЛЬСКАЯ», «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОСПЕКТ».
1979       Открытие станций:       «ПРИМОРСКАЯ».
1981       Открытие станций:       «ПРОЛЕТАРСКАЯ», «ОБУХОВО».
1982       Открытие станций:       «УДЕЛЬНАЯ», «ПИОНЕРСКАЯ», «ЧЁРНАЯ РЕЧКА».
1984       Открытие станций:       «РЫБАЦКОЕ».
1987       Открытие станций:       «УЛИЦА ДЫБЕНКО».
1988       Открытие станций:       «ПРОСПЕКТ ПРОСВЕЩЕНИЯ», «ОЗЕРКИ».
1992       Переименование линий:       №1 — «КИРОВСКО-ВЫБОРГСКАЯ»
«ЛИНИЯ 1», №2 — «МОСКОВСКО-ПЕТРОГРАДСКАЯ»
«ЛИНИЯ 2», №3 — «НЕВСКО-ВАСИЛЕОСТРОВСКАЯ»
«ЛИНИЯ 3», №4 — «ПРАВОБЕРЕЖНАЯ»
«ЛИНИЯ 4»;       Переименование станций:       «КОМСОМОЛЬСКАЯ»
«ДЕВЯТКИНО», «ПЛОЩАДЬ МИРА»
«СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ», «КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ»
1995       Закрытие перегонов:       «ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА» — «ЛЕСНАЯ».
1997       Открытие станций:       «ЧКАЛОВСКАЯ», «СПОРТИВНАЯ».
1999 (1)       Открытие станций:       «СТАРАЯ ДЕРЕВНЯ».
1999 (2)       Открытие станций:       «КРЕСТОВСКИЙ ОСТРОВ».
2001 (2)       Переименование железнодорожных станций:       «11 КИЛОМЕТР»
2001 (3)       Закрытие вокзалов:       ВАРШАВСКИЙ.
2003       Открытие вокзалов:       ЛАДОЖСКИЙ.
2004 (1)       Закрытие станций:       «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», «ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА», «ЛЕСНАЯ», «ВЫБОРГСКАЯ»;       Закрытие перегонов:       «АКАДЕМИЧЕСКАЯ» — «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ» — «ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА», «ЛЕСНАЯ» — «ВЫБОРГСКАЯ», «ВЫБОРГСКАЯ» — «ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА».
2004 (2)       Открытие станций:       «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», «ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА», «ЛЕСНАЯ», «ВЫБОРГСКАЯ»;       Открытие перегонов:       «АКАДЕМИЧЕСКАЯ» — «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ», «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ» — «ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА», «ПЛОЩАДЬ МУЖЕСТВА» — «ЛЕСНАЯ», «ЛЕСНАЯ» — «ВЫБОРГСКАЯ», «ВЫБОРГСКАЯ» — «ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА».
2005 (1)       Открытие станций:       «КОМЕНДАНТСКИЙ ПРОСПЕКТ».
2005 (2)       Закрытие станций:       «ПРОЛЕТАРСКАЯ».
2006 (1)       Открытие станций:       «ПРОЛЕТАРСКАЯ».
2006 (2)       Открытие станций:       «ПАРНАС».
2008 (1)       Закрытие станций:       «ГОРЬКОВСКАЯ».
2009 (1)       Переименование линий:       №1 — «ЛИНИЯ 1»
«ЛИНИЯ М1», №2 — «ЛИНИЯ 2»
«ЛИНИЯ М2», №3 — «ЛИНИЯ 3»
«ЛИНИЯ М3», №4 — «ЛИНИЯ 4»
«ЛИНИЯ М4», №5 — «ЛИНИЯ 5»
«ЛИНИЯ М5»;       Открытие станций:       «СПАССКАЯ»;       Открытие пересадочных узлов:       «СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ» — «СПАССКАЯ», «САДОВАЯ» — «СПАССКАЯ».
2009 (2)       Открытие станций:       «ГОРЬКОВСКАЯ».
2010 (1)       Закрытие пересадочных коридоров:       «САДОВАЯ» — «СПАССКАЯ».
2010 (2)       Закрытие пересадочных коридоров:       «СПАССКАЯ» — «СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ».
2010 (3)       Открытие станций:       «ОБВОДНЫЙ КАНАЛ».
2011 (1)       Открытие пересадочных коридоров:       «СПАССКАЯ» — «СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ», «САДОВАЯ» — «СПАССКАЯ».
2011 (2)       Открытие станций:       «АДМИРАЛТЕЙСКАЯ».
2012 (1)       Закрытие вокзалов:       РЕЧНОЙ.
2012 (2)       Открытие станций:       «БУХАРЕСТСКАЯ», «МЕЖДУНАРОДНАЯ».
2013 (1)       Закрытие станций:       «ПЕТРОГРАДСКАЯ».
2013 (2)       Открытие станций:       «ПЕТРОГРАДСКАЯ».
2014 (1)       Закрытие станций:       «ЛИГОВСКИЙ ПРОСПЕКТ».
2014 (2)       Открытие станций:       «ЛИГОВСКИЙ ПРОСПЕКТ».
2015 (1)       Закрытие станций:       «ВЫБОРГСКАЯ».
2015 (2)       Закрытие станций:       «ВАСИЛЕОСТРОВСКАЯ».
2015 (3)       Открытие станций:       «ВЫБОРГСКАЯ».
2016 (1)       Закрытие станций:       «ЕЛИЗАРОВСКАЯ».
2016 (2)       Открытие станций:       «ВАСИЛЕОСТРОВСКАЯ».
2016 (3)       Открытие станций:       «ЕЛИЗАРОВСКАЯ».
2017 (1)       Закрытие станций:       «ЛЕСНАЯ».
2017 (2)       Открытие станций:       «ЛЕСНАЯ».
2018 (1)       Открытие станций:       «НОВОКРЕСТОВСКАЯ».
2018 (2)       Открытие станций:       «БЕГОВАЯ».
2018 (3)       Закрытие станций:       «АКАДЕМИЧЕСКАЯ».
2019 (1)       Открытие станций:       «АКАДЕМИЧЕСКАЯ».
2019 (2)       Открытие станций:       «ПРОСПЕКТ СЛАВЫ», «ДУНАЙСКАЯ», «ШУШАРЫ».
2020 (1)       Закрытие станций:       «НОВОКРЕСТОВСКАЯ».
2020 (2)       Переименование станций:       «НОВОКРЕСТОВСКАЯ»
2021       Открытие станций:       «ЗЕНИТ».
2024       Открытие станций:       «ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ».
2026       Открытие станций:       «ТЕАТРАЛЬНАЯ».
Главная  |   Автор  |   Проект  |   Концепция  |   Новости  |   Статистика  |   Впечатления  |   Разное  |   Архив  |   Ссылки  |   Карта сайта
Источник