Какая станция метро была открыта первой

Сегодня, 15 мая, празднуется День метро. А почему именно сегодня — расскажу позже.
Самый первый метрополитен был открыт в Москве. На данный момент, к сожалению, метро есть только в 7 городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара).
Когда же была создана идея подземки?
Шли 1920г. Москва расширялась до МкМжд (Малое кольцо Московской железной дороги) (ныне МЦК (Московское Центральное Кольцо)). На тот момент, главным транспортом были трамваи. И в трамваи по утрам было невозможно влезть — люди попадали в удобный трамвай иногда прождав немало время.
Решение было принято в 1931 г. Тогда же и был принят проект участка первой линии — от Сокольников до Парка Культуры им. Горького (ныне Парк Культуры) с ответвлением от станции Охотный ряд к станциям Коминтерн (до 1990 г. — Калининская, ныне Александровский сад) Арбатская и Смоленская.
Метро изначально не хотели слишком глубоко закапывать. Но инженер Вениамин Маковский предложил сделать метро глубже. Москвичи приняли его решение, но не сразу.
Строительство.
Рано утром, 10 декабря 1931 г. пришли несколько человек с граблями и лопатами к будущей станции Сокольники, и начали раскапывать землю. Сложно поверить, но ещё до ещё до 31 декабря, работы начали идти вплоть до станции Дворец Советов (ныне Кропоткинская). И меньше чем через полмесяца, работы дошли и до Парка Культуры им. Горького, а ещё через месяц работы дошли и до ответвления к станциям Коминтерн, Арбатская и Смоленская. Работы велись долго, т.к. тогда не существовало тоннелепроходческих щитов, и других технологий. Но! Первый тоннелепроходческий щит в СССР появился в 1934 г. — его конструкцию позаимствовали у лондонских конструкторов. Было построено первое депо — Северное, которое продолжает работать по сей день, а 15 октября 1934 г. оттуда вышел первый в истории метро СССР поезд. Строительство завершилось в 1934 г. Знаменитую красную букву «М» придумал Иван Таранов.
Открытие.
15 мая 1935 г. в 5:48 был включен электрический ток, а в 5:52 на линию вышел поезд. Первым пассажиром стал П.Н. Латышев. Всего было открыто 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская» (ныне «Чистые пруды», «Дзержинская» (ныне «Лубянка»), «Охотный ряд», «Библиотека им. Ленина», «Дворец Советов» (ныне Кропоткинская), «Парк культуры им. Горького», «Коминтерн» (до 1990 г. «Калининская», ныне «Александровский сад»), «Арбатская», «Смоленская».

Источник



Как строилось метро в Москве, или История подземного города

Сегодня невозможно представить Москву без метро. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом, достопримечательностями. Оно функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы. Каждое десятилетие в истории московской подземки отличалось от остальных, и об этом — в рассказе mos.ru.

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.

Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.

15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.

Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.

Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.

Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.

Читайте также:  Метро с конной тягой

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»

Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.

Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.

Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки

Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).

Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.

В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны

В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».

В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

2001–2010 годы: за пределы Москвы

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.

Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.

С 2011 года: «братство» колец

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.

Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

Источник

85 лет Московскому метрополитену: как строились первые станции

Московский метрополитен отмечает 85 лет. За эти годы подземка разрослась до 15 линий общей протяженностью 780 километров. Вспоминаем, с каких станций начиналось столичное метро и как разрастался метрополитен в течение этих лет.

Первые пассажиры в метро

Первый поезд вышел из депо Московского метрополитена утром 15 мая 1935 года. Он шел по маршруту от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Тогда же появился логотип – заглавная буква «М» в связке с надписью «Метро». Первым пассажирам выдавали схему движения с правилами пользования метрополитеном. Стоимость билета составляла 50 копеек.

Первые 13 станций рыли вручную, открытым способом. Для проходки тоннелей метро на большой глубине были использованы специальные проходческие щиты с кессонами. С помощью пневмопушки устройство вбивали в грунт и таким образом прокладывали тоннель.

Первые 13 станций Московского метрополитена:

• «Сокольники» • «Красносельская» • «Комсомольская» • «Красные Ворота» • «Кировская» («Чистые пруды») • «Дзержинская» («Лубянка») • «Охотный Ряд» • «Библиотека имени Ленина» • «Дворец Советов» («Кропоткинская») • «Парк культуры» • «Улица Коминтерна» («Александровский сад») • «Арбатская» • «Смоленская»

Читайте также:  Алиса санкт петербург метро

Станция метро «Cокольники», заложенная на глубине 9 метров, стала первой, с которой началось движение в столичной подземке. Ее вестибюль облицован белым марблитом и мрамором, а по сторонам пилонов изначально были установлены статуи спортсменов. В 1937 году проект этой станции был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже. Позже статуи сносили, а в 2018 году около входа в вестибюль были воссозданы скульптуры метателя дисков и волейболистки. Сегодня станция является памятником архитектуры, ее облик нельзя менять.

Первая очередь московского метро протяженностью 11,5 километра линий была построена за 3,5 года. На этом этапе было организовано «вилочное» движение поездов. Поезда следовали от станции «Сокольники», доезжали до «Охотного Ряда», после чего двигались по одному из двух ответвлений: в сторону «Парка культуры» или до «Смоленской». Для москвичей этот вид транспорта стал невероятным открытием, ведь путь от «Сокольников» до «Смоленской» можно было преодолеть за 21,5 минуты, когда при поездке на трамвае этот же маршрут занимал более двух часов.

Тем не менее в первый год работы столичной подземки пассажиров было мало. Люди боялись спускаться в метро, эскалаторы и быстрые подземные поезда пугали жителей, привыкших ходить по земле. В первый год работы метрополитена в сутки совершалось в среднем 177 тысяч поездок. Отправление поезда было по звонку, который нажимал машинист. В 1953 году на Кольцевой линии впервые была опробована громкоговорящая система оповещения пассажиров.

Источник

Какая станция метро была самой первой? Как ее построили?

Если вас интересует первая станция Московского метро, то это станция «Сокольники».

Открытие Московского метро состоялось 15 мая 1935 года, и первая линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

Самой первой станцией столичного метрополитена считается «Сокольники». От неё стартовала дебютная поездка.

В этот же день, 15 мая 1935 года, были открыты также «Красносельская», «Комсомольская», «Кировская», «Охотный ряд», «Дворец Советов», «Красные ворота», «Парк культуры» и еще несколько объектов.

Свое название станция получила в честь одноименного района, на территории которого она располагалась. В 17 веке здесь возникла Сокольничья слобода. В ней проживали сокольники – люди, занимающиеся содержанием и обучением соколов для царской охоты.

Авторами подземной станции и наземного вестибюля являются архитекторы Н.А.Быкова и И.Г.Таранов.

По воспоминаниям Н.Н. Соколова, Начальника 4-й дистанции Метростроя, станцию они построили очень быстро. В марте 1934 года начали забивать сваи, а к 1 августа закончили бетонные работы. В своих воспоминаниях. метростроевец поделился, что строителям помог опыт, который они приобрели во время прокладки подходов к станции. Сначала же строили тоннель. Работы шли медленно. Сказывалась неопытность, тяжёлые гидрогеологические условия. По трассе проходила река Рыбинка, в которую впадали водостоки.

Грунтовые воды на месте строительства станции были расположены на глубине 3-4 метров. Таким образом, станция лежала в водоносных грунтах. Поэтому вопрос качества гидроизоляции приобретал первостепенное значение.
По словам Н.Н. Соколова, активное участие в строительстве и отделке станции принимал Лазарь Моисеевич Каганович. Он определял, какой материал куда класть. Он на каждом образце надписывал: «Сокольники — путевые стены», «Сокольники — колонны вестибюля» и т. д. А потом, приезжая на станцию, сличал эти образцы с поставленным мрамором и плитками.

Впоследствии, проект станции «Сокольники» был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже (1937 год).

Источник

Метро Москвы: первые станции, подземные дворцы и преодоление кризиса после распада СССР

/ТАСС-ДОСЬЕ/.15 мая Московский метрополитен отметил 80-летие. За все время работы — с 15 мая 1935 года — столичная подземка перевезла более 145 млрд пассажиров. По данным пресс-службы метрополитена, ежесуточно метро перевозит до 9 млн пассажиров. В штате столичной подземки — 27,2 тыс. мужчин и 18,8 тыс. женщин. Всего на линиях работают 4,3 тыс. машинистов электропоездов. За 80 лет работы в московском метрополитене открыто 196 станций.

Сегодня метрополитен — самый популярный городской вид транспорта в столице, осуществляет 48% перевозок городским транспортом. По объему пассажиропотока входит в пятерку метрополитенов мира. По протяженности линий московское метро занимает пятое место после Шанхая (567 км), Пекина (465 км), Лондона (402 км) и Нью-Йорка (373 км).

Сравнение Московского метрополитена с подземками других городов

Метрополитен Год открытия Средняя скорость Пассажиропоток (в день) Число станций Число вагонов Средний возраст подвижного состава Стоимость одной поездки
Московский метрополитен 1935 41,51 км/ч 6,72 млн пассажиров 196 5314 20 лет (конец 2011 г.) 50 рублей ($1)
Монреальский метрополитен (Montreal Metro) 1966 38 км/ч 1,2-1,3 млн пассажиров 68 759 (составы по 3-6-9 вагонов) 41 год 3,25 канадских долларов ($2,7)
Парижское метро (Metro de Paris) 1900 35 км/ч около 4,2 млн пассажиров 303 около 4,2 тыс. н/д €1,8 ($2,05)
Берлинский метрополитен (Berlin U-Bahn) 1902 30,7 км/ч 1,39 млн пассажиров 170 около 1250 н/д €2,7 ($3,08)
Лондонский метрополитен (London Underground) 1863 33 км/ч 3,5 млн пассажиров 270 н/д н/д 4,8 фунта стерлингов ($7,5)
Пекинский метрополитен 1969 н/д 9,2 млн пассажиров 268 4688 н/д 3 юаня ($0,48)
Стокгольмский метрополитен (Stockholms tunnelbana) 1950 н/д 900 тыс. человек 100 около 500 н/д 25 крон ($3)

Какие станции были построены первыми, как развивалось метро Москвы и как подземка преодолела кризис метростроения после распада СССР — в специальном материале ТАСС.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Первая очередь

Первые проекты строительства метрополитена в Москве появились еще в начале XX века. В 1920-е годы Москва, ставшая столицей СССР, столкнулась почти с трехкратным ростом населения (с 1 млн до 2,7 млн), что привело к ухудшению транспортной ситуации в городе.

15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР», предусматривавшую сооружение метрополитена в Москве. Строительство началось в ноябре 1931 года с опытного участка на Русаковской улице, в 1932 году проводилась геологическая разведка, началась проходка первых шахт.

В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди будущей транспортной системы, и трест «Метрострой» развернул масштабные работы. Проходка тоннелей велась в неблагоприятных геологических условиях и разными способами (предпочтительным был выбран щитовой). На стройку были мобилизованы около тысячи комсомольцев-ударников, шахтеры, коллективы заводов «Серп и молот», «Динамо», «Электрозавода», комбината «Трехгорная мануфактура»; общее число строителей к 1935 году достигло 70 тыс. человек.

К январю 1934 года было готово около 6% запланированного объема работ, а к концу того же года — 90%. В рамках строительства первой очереди метро было пройдено 33 шахты, построено 11,6 км тоннелей, 13 станций, 17 надземных вестибюлей, пять наклонных ходов с эскалаторами, 56 вентиляционных шахт, 38 дренажных камер, введены в строй четыре тяговых и 11 понизительных электроподстанций. Советская промышленность освоила выпуск проходческих щитов (был скопирован с улучшением конструкции щит британской компании Markham & Co., «Маркхэм энд Ко»), тюбингов, эскалаторов, систем сигнализации, цельносварных вагонов, новых марок бетона.

15 октября 1934 года в 8.20 утра первый пассажирский поезд из двух вагонов (моторный 0001 красного цвета и прицепной 1001, песочного), разработанных и построенных на Мытищинском вагоностроительном заводе (ныне «Метровагонмаш») специально для московского метро, совершил пробную поездку из электродепо «Северное» по Сокольническому радиусу (2,5 км от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники»). Этот же день считается днем основания электродепо «Северное» Сокольнической линии.

15 мая 1935 года была открыта первая линия метро «Сокольники» — «Парк культуры» («Крымская площадь») с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее — «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Смоленская» с тремя станциями (2,4 км). По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро были перевезены 370 тыс. человек.

Метро в цифрах и фактах

  • Сегодня московским метрополитеном ежедневно пользуется в среднем около 7 млн пассажиров, в будничные дни этот показатель может превышать 9 млн человек
  • Средняя протяженность поездки пассажира в московском метрополитене составляет около 14,5 километров

Сталинский метрополитен

Станции первой очереди проектировали и оформляли известные архитекторы и художники — Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и другие.

Читайте также:  Киевский вокзал динамо метро

Вестибюли и станции, больше похожие на подземные дворцы, украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению перронов, переходов, оформлению и освещению пассажирских салонов поездов.

Проект станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») архитекторов Алексея Душкина и Якова Лихтенберга получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе (1937), Всемирной выставке в Париже (1937), а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство (1941). В 1938 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке была удостоена Гран-при станция «Маяковская» (вторая пусковая очередь Московского метро), построенная по проекту Александра Душкина и украшенная мозаичными панно по эскизам Александра Дейнеки.

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19 часов служил бомбоубежищем. Строительство метро велось непрерывно, не прекращаясь даже в годы Великой Отечественной войны: были сданы станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), участки «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная») — «Завод имени Сталина» и «Курская» — «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»).

В марте 1954 года закончилось сооружение кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы.

Кольцо, включающее 12 станций, замкнулось с открытием «Белорусской-кольцевой» и «Парка культуры-кольцевой». Тогда же впервые были пущены семивагонные составы.

Всего к этому времени пассажиров принимали 49 станций метро. Их названия стали объявлять в поездах с 1956 года.

Метро в цифрах и фактах

  • Станции в вагонах поездов московского метрополитена объявляются мужскими и женскими голосами. Такую систему придумали для удобства передвижения в подземке незрячих пассажиров. Было установлено, что при следовании поезда в центр города, из динамиков звучит мужской голос, при следовании из центра – женский. На Кольцевой линии мужскими голосами станции объявляются при движении состава по часовой стрелке, а женскими – против часовой стрелки.

Борьба с излишествами и быстрый рост сети

4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое завершило эпоху строительства станций-дворцов в московском метро. По упрощенным проектам были построены станции «Фрунзенская» и «Спортивная» Сокольнической линии, а также первый участок Калужско-Рижской линии от станции «Ботанический сад» (ныне — «Проспект мира») до «ВСХВ» (ныне — «ВДНХ»). Пилоны станции «ВСХВ» первоначально планировалось украсить флорентийскими мозаиками, однако для удешевления проекта их просто выкрасили зеленым цветом.

В 1958-1965 годах для удешевления строительства были открыты несколько надземных участков, в том числе «Киевская» — «Кунцевская» (Филевская линия).

21 октября 1961 года на Арбатско-Покровской линии заработала первая типовая станция мелкого заложения — «Первомайская»: она имеет три пролета, разделенных двумя рядами по 40 железобетонных колонн. Впоследствии этот тип станций был прозван «сороконожкой», он активно использовался в других метрополитенах России и СНГ. Такие станции имели скромное оформление, которое, как правило, ограничивалось керамической плиткой на путевых стенах и мрамором на колоннах.

После отставки Никиты Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС в 1964 году от мер жесткой экономии на оформлении станций было решено отказаться, но при проектировании продолжали использовать простые и стандартизированные архитектурные формы. Появился еще один типовой проект станций мелкого заложения — односводчатый. Первой такой станцией стала «Бабушкинская» Калужско-Рижской линии московского метро, открытая 29 сентября 1978 года.

Метро в цифрах и фактах

  • Самая протяженная линия московского метро – Арбатско-Покровская, протянувшаяся на 45,1 километра с востока на северо-запад мегаполиса. Самая короткая линия московского метро – Каховская – ее протяженность составляет всего 3,3 километра.

Удешевление строительства позволяло ставить рекорды по числу введенных в год станций и тоннелей: так, в 1966 году были открыты семь новых станций (на Таганско-Краснопресненской линии), а в 1983 году — сразу восемь (на Серпуховско-Тимирязевской линии). Линии продлевались в районы новостроек (Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино). Всего число станций к 1991 году достигло 147, а протяженность — 239,45 км.

В 1975 году Московский метрополитен перешел в ведение Главного управление метрополитенов Министерства путей сообщения, которому были подчинены все системы метро в СССР.

Кризис метростроения

После распада СССР Главуправление метрополитенов МПС было ликвидировано. 3 января 1992 года постановлением № 4 правительства РФ Московский метрополитен «в целях проведения единой политики в осуществлении пассажирских перевозок различными видами транспорта» был передан в собственность г. Москвы.

После распада СССР Московский метрополитен столкнулся с острым кризисом финансирования.

В 1992 году было начато, а затем заброшено строительство новых станций в микрорайонах Митино и Строгино (в эти районы метро пришло только в конце 2000-х годов).

На протяжении 1990-х годов строились в основном старые «заделы»: станции Люблинской линии и юга Серпуховско-Тимирязевской линии.

В 2003 году была открыта Бутовская линия легкого метро, основная часть которой проложена по эстакаде, а также станция «Парк Победы», ставшая самой глубокой в Москве (84 м).

20 ноября 2004 года было открыто движение по московскому монорельсу, который впоследствии вошел в систему метро.

Метро в цифрах и фактах

  • Среднее расстояние между станциями московского метро составляет около 1,8 километра. Самый короткий перегон – 496,8 метра – соединяет станции «Выставочная» и «Международная». Самый длинный перегон расположен между станциями «Крылатское» и «Строгино» — 6625 метров.

В 2000-е годы темпы метростроения в Москве упали до уровня 1950-х годов: в это десятилетие метрополитен вырос только на 36 км, в то время как в 1960-1990-е годы протяженность сети увеличивалась на 40-50 км в десятилетие.

Также перед метрополитеном остро встала проблема обновления подвижного состава, замены эскалаторов и переполненности. С 2000-х годов метрополитен впервые начал обращать внимания на доступность своей инфраструктуры для инвалидов: станции начали оснащать лифтами и пандусами. С 2009 года в московском метро начали эксплуатироваться поезда с кондиционерами в салоне. Открытая 26 декабря 2009 года станция «Мякинино» стала первой станцией метро на территории Московской области (в городском поселении Красногорск) и первой, построенной с привлечением средств частного инвестора.

Масштабная программа развития

Метро в цифрах и фактах

  • Больше половины станций московского метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тыс. пассажиров. Через наиболее загруженные станции ежедневно проходят от 100 до 150 тыс. человек.

Согласно постановлению правительства Москвы «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг.» и подпрограмме «Общественный транспорт «Метрополитен» госпрограммы г. Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы», с мая 2012 года в российской столице развернуты масштабные строительные работы, предполагающие введение в эксплуатацию до 2020 года более 160 км линий метро, не менее 80 станций (к настоящему моменту открыты 15 из них), реконструкцию девяти существующих и строительство девяти новых электродепо. Программа финансируется за счет городского бюджета (1,239 трлн руб.) и средств инвесторов (41 млрд руб.), федеральное финансирование не предусмотрено.

Открыты станции «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии и «Технопарк» на Замоскворецкой. В 2016 году открылись «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии. Кроме того, в 2016 году также ожидается открытые станций «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская» на Люблинско-Дмитровской линии, «Ховрино» на Замоскворецкой линии, «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» на Калининско-Солнцевской линии, а также первых пяти станций на Третьем пересадочном контуре (строящаяся вторая кольцевая линия).

Ведется строительство еще более 30 станций на продленных существующих линиях, Третьем пересадочном контуре (строящаяся вторая кольцевая линия) и новой Кожуховской линии. Всего же на работах в московском метростроении, по информации Стройкомлекса Москвы, в настоящее время заняты около 45 тыс. человек.

Параллельно правительство Москвы и ОАО «РЖД» ведут реконструкцию и развитие Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД, запуск пассажирского движения на пилотном участке в 2016 году), станции которого будут иметь пересадки или располагаться поблизости от 16 станций метро. Транспортным обслуживанием МКЖД будет заниматься Московский метрополитен. Ожидается, что к 2020 году новые линии метро и интеграция метрополитена с МКЖД позволят снизить нагрузку на действующую сеть.

Вводящиеся в эксплуатацию новые станции снабжены инфраструктурой для маломобильных пассажиров. С 14 октября 2013 года в метрополитене функционирует Центр обеспечения мобильности пассажиров для организации помощи в перемещении по территории метро маломобильных граждан.

Источник

Какая станция метро была открыта первой
Adblock
detector