Как называется метро кировское
Сегодня невозможно представить Москву без метро. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом, достопримечательностями. Оно функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы. Каждое десятилетие в истории московской подземки отличалось от остальных, и об этом — в рассказе mos.ru.
Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.
1931–1940 годы: дворец для народа
10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.
Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.
15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.
Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).
Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.
1941–1950 годы: спасение в военное время
В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.
Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.
Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.
1951–1960 годы: от роскоши к простоте
После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.
Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.
Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.
В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.
Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.
1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»
Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.
Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».
Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.
Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.
За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.
1971–1980 годы: связывая ветки
Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).
Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.
1981–1990 годы: обмен метроподарками
Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».
В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.
Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.
Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.
1991–2000 годы: первые станции новой страны
В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».
В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.
Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.
2001–2010 годы: за пределы Москвы
В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.
Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».
За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.
С 2011 года: «братство» колец
В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.
Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.
Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.
Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.
Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.
Источник
«Больше похоже на подземный дворец»: 10 самых красивых станций метро Санкт-Петербурга
Туристы приезжают в Санкт-Петербург, чтобы полюбоваться архитектурой и памятниками.
Лара Кондратенко сходила в метро как в музей Профиль автора
Путешественники посещают картинные галереи, царские усадьбы и известные музеи города. Я живу в Петербурге и считаю, что метрополитен тоже достоин внимания. В этой статье я собрала список станций, которые кажутся мне самыми красивыми. Все они — на карте ниже:
О чем расскажем
🏰 «Автово»
Линия: Кировско-Выборгская
Расписание работы: 05:30—00:42
Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Почему так называется: раньше на этом месте была деревня Аутово
«Автово» — одна из самых живописных станций Петербурга. В 2014 году она попала в список 12 красивейших станций мира по версии английского издательства Guardian. Газета The Daily Telegraph назвала ее одной из самых красивых в Европе. Именно в «Автово» прибыл первый поезд петербургского метрополитена. Также это первая в петербургском метро станция без эскалаторов.
Станция создана в стиле неоклассической архитектуры. Тема оформления — героическая оборона Ленинграда во время Великой Отечественной войны, поэтому здесь повсюду военная символика: светильники, люстры и орнаменты решеток украшены золочеными мечами, лавровыми венками и другими знаками воинской доблести.
Перекрытие зала поддерживают 46 бетонных колонн, 16 из них облицованы литым стеклом с рельефным орнаментом. По задумке архитекторов, станция должна была напоминать подземный дворец. Для остальных колонн использовали мрамор: подрядчик не успел полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и их временно облицевали камнем. После этого к проекту не возвращались из-за плохого отношения Хрущева к «архитектурным излишествам».
Источник
Питер вдоль метро. Красная линия: Автово, Кировский завод и Нарвская Застава
Вторая часть прогулки вдоль красной линии метро Санкт-Петербурга: м. Автово — просп. Стачек — Комсомольская пл. — просп. Стачек — м. Кировский Завод — просп. Стачек — Кировская пл. — просп. Стачек — пл. Стачек (да, у нас тут все вдоль проспекта Стачек).
У нас впереди одна из самых интересных частей советского Ленинграда — проспект Стачек, от Автово до Нарвской Заставы.
У въезда в Автово, рядом со съездом с Кронштадтского путепровода, стоит цирк. Маленкий цирк. Грустный такой. По виду вообще на заброшенный похож — так и не понял, действует он или нет. Это, конечно, не главный городской цирк, главный на Фонтанке.
Ну а вот и само Автово. Район довольно небольшой, но красивый. На Москву похож своими сталинками. Хотя на самом деле сталинки тут в основном вдоль проспекта Стачек идут, на других улочках много довольно жутких хрущевок. Название «Автово» с автомобилями, как можно было бы предположить, не связано (хотя тут рядышком, на Портовой улице, имеет место быть большой стихийный авторынок). Так когда-то называлась находившаяся тут финская деревня — Аутова.
Автово — первая из восьми подряд сталинских станций, и по вестибюлю это заметно. Это станция мелкого заложения, как и Ленинский Проспект с Проспектом Ветеранов, но гораздо более богато отделанная, а также с довольно необычным спуском на платформу — по винтовым лестницам.
К сожалению, метро Автово сейчас находися на реконструкции, которая продлится еще довольно долго. А ведь эту станцию часто считают самой красивой во всем питерском метро. Сейчас, когда потолок станции переделывают, колонны закрыты досками, а примерно половину платформу занимает синий сарай, красота менее заметна.
Вот, собственно, сарай. А эти колонны закрыты досками целиком неспроста.
Эти колонны, ближе к центру платформы — хрустальные. В них и заключается основная изюминка станции. Точнее, на самом деле, конечно, они не целиком из хрусталя, но хрусталь огранен так, чтобы свет в нем полностью преломлялся и внутренней, стальной сердцевины было бы не видно.
Ну, когда станцию доделают, еще посмотрим на нее. В самом Автово тоже есть на что посмотреть. Например, этот домик с башенкой и воротами на углу Стачек и Зайцева — прям как уголок замка.
Ворота дома крупным планом.
Максимум в десяти минутах ходьбы от Стачек что в одну, что в другую сторону начинаются массивные промзоны. Улица Зайцева переходит в дорогу на Турухтанные Острова (которые на самом деле не острова) — еще одна автомобильная дорога в порт. А в месте, где улица Зенитчиков переходит в проспект Маршала Жукова — большая Первомайская ТЭЦ-14. Еще где-то рядом судостроительный завод «Северная верфь».
Между улицами Стачек, Зенитчиков и Краснопутиловской — скверик с памятником комсомольцам. Честно говоря, памятник вблизи выглядит довольно андрогинно. Половую принадлежность комсомольца понять не так-то просто. А в основание памятника заложено послание к комсомольцам 2018 года. Смешно, да.
Центром Автово служит круглая Комсомольская площадь (отсюда и памятник), от которой веером расходятся проспект Стачек в двух направлениях, Краснопутиловская улица, идущая через промзону в Московский район, и коротенькая Корабельная улица, упирающаяся в «Северную верфь».
Детский мир на Комсомольской площади.
Комсомольская площадь под другим углом. Меня всегда несколько удивлял тротуар вокруг зеленой зоны в центре площади — как туда попасть-то, по крайней мере, не нарушая правила дорожного движения и не бросаясь через четырехполосную дорогу с оживленным движением и плохой видимостью. Тем не менее, на этой площади не так давно проходили какие-то выступления националистов.
Если смотреть со стороны Кировского завода, две такие вот десятиэтажки по обеим сторона проспекта Стачек образуют ворота площади.
А дальше у нас начинается район Кировского завода. Не уверен, относится ли он к Автово, кажется все-таки да. Но визуально от Автово заметно отличается. Здесь в честь Ивана Газа, большевика-путиловца (Кировский завод же раньше звался Путиловский), назван ДК, поставлен бюст, и еще названа улица. Улица довольно забавная — по сути это внутризаводской проезд Кировского завода; прямо у въезда на нее она перекрыта проходной. Но тем не менее имеет официальное название и отмечается на всех картах города.
Метро Кировский Завод снаружи похоже на театр. В народе его зовут «Кирза». Кстати, название материала сапог «кирза», собственно, именно так и расшифровывается — Кир овский за вод. Только это другой завод имеется в виду. Не огромный питерский, а завод в городе Кирове.
Кировский Завод — пожалуй, моя любимая станция. На ней даже бюст Ленина симпатично смотрится. Еще я как-то раз видел обложку то ли блэк-металльного, то ли еще какого альбома, из Швеции кажется, где в качестве фона похожая фотография Кировского Завода и использовалась. Без Ленина только. Ну а что, пафосно ведь!
Барельефы над колоннами особенно хороши. Вроде допустим на том же Проспекте Ветеранов над входами на платформу тоже детальные барельефы, а ведь небо и земля. Видно, что старались люди от души.
Этот металлургию вот символизирует. Гогглы на самом верху особенно нравятся 🙂
А это явно машиностроение.
На сталинских станциях еще радует простор. На всех остальных боковые платформы уже раза в два. А еще Кировский Завод — одна из всего двух или трех станций, где остались частично асфальтовые полы, но ее даже это не портит.
Это в качестве спойлера, какие станции еще будут 🙂
Напротив метро находится выставочный комплекс Кировского завода.
Логотип завода, сильно стилизованную букву К в шестеренке, можно заметить во многих местах. Собственно, его не меняли со сталинских времен. И слава богу, потому что ИМХО тоже выглядит очень удачно и прекрасно запоминается.
И шрифт тоже характерный. На проспект Стачек выходит только этот цех завода, большая его часть скрыта в промзоне. А завод в общем-то огромный. Не уступает екатеринбургскому Уралмашу. Начало свое он берет еще в 18 веке, в 1801 году был перенесен с Кронштадта, где изначально находился, в эти места. Позже завод расцвел под руководством инженера и предпринимателя Николая Путилова, невероятно энергичного и талантливого челвоека, образцово-показательного промышленника 19 века. Прославился он, например, тем, что сумел изготовлять рельсы более дешевые и более прочные, чем любые иностранные (да, прям как Риарден из «Атлант расправил плечи»). Проектом всей его жизни стало строительство современного Морского торгового порта и Морского канала между Кронштадтом и Петербургом — огороженного дамбами и с углубленным дном. Казенных денег на это не хватало, Путилов вкладывал свои, и в итоге совершенно разорился, утратил здоровье и в 1880 году умер. Он завещал похоронить себя на берегу Екатерингофки, где открывался вид на его завод и канал. Говорят, когда Александр II это услышал, то сказал «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и на то согласился бы». На похороны Путилова пришли все его рабочие, и на всех картах потом на Гладком острове (ныне вроде как вошел в состав Гутуевского) специально отмечалась могила Путилова. А канал достроили-таки в 1885 году и с тех пор служит.
Спустя двадцать семь лет Путилова перезахоронили в церкви Николая Чудотворца, тут недалеко. В советские годы церковь закрыли, в ней был сначала клуб, потом галантерейная фабрика. Потом в 1951 году стали снова что-то перестраивать, и в фундаменте нашли старую могилу и чугунную плиту с надписью о том, что тут покоится Путилов. Плиту, недолго думая, переплавили, а останки Путилова сожгли в заводской котельной. Такие дела. Мораль: совок мерзок и отвратителен.
Ну а что до завода, то в начале века он стал самой натуральной колыбелью революции — именно рабочие-путиловцы шли под предводительством попа Гапона с расстрелянной демонстрацией 9 января 1905 г., и именно с забастовки на Путиловском заводе началась Февральская революция. После революции завод, называвшийся сначала «Красный Путиловец», а после смерти Кирова — Кировский завод, достиг своего расцвета. Тут производилось практически все что угодно, сталь и прокат, трамваи, танки, автомобили, вагоны, двигатели, краны. В войну большая часть завода оказалась эвакуирована в Челябинск, но завод продолжал работать, собирая и ремонтируя танки, находясь при этом совсем недалеко от линии фронта. После войны завод прежней эпичности уже не приобрел, прославившись, в частности, тракторами «Кировец» и турбогенераторами.
Ну что-то мы отвлеклись на Путилова и его завод. Вот улочка Возрождения, примыкающая к Стачек. На ней воняет рыбой с близлежащего Кировского рынка и находится загадочное учреждение под названием Центр молодежи Ямала.
Источник
7 станций московского метро, которые назывались в честь советских государственных деятелей
В СССР была распространена практика называть станции метро в честь политиков и чиновников. Но в середине 80-х стало ясно, что спустя какое-то время личность, имя которой дано станции, уходит в прошлое. Были необходимы изменения. Именно поэтому был предложен проект по переименованию станций по местам, рядом с которыми они расположены. На карте ниже видно, какие названия носили станции в 1992 году и раньше и какие могли бы иметь. Оказалось, что ряд деятелей, в честь которых называли станции метро, вообще к Москве не имели никакого отношения.
Рассказываем о нескольких станциях, которые избавились от политического подтекста, и кем были те государственные деятели, чьи имена мы больше не связываем с метро.
«Щербаковская» — «Алексеевская»
Александр Щербаков занимал важные посты, работал с информацией. Был начальником Совинформбюро и заведующим отделом международной информации ЦК ВКП(б) во время Великой Отечественной войны. Участвовал в репрессиях. По словам современников был уважаемым и почитаемым человеком в Москве.
Станция была названа в честь Щербакова в 1966-1990 гг., а потом переименована в «Алексеевскую» по названию располагавшегося там прежде села.
«Кировская» — «Чистые пруды»
Сергей Киров 7 лет занимал пост Первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б). Но не этот факт сделал его важной исторической личностью. Киров был любимчиком Сталина и именно с его убийства в 1934 г. начались массовые репрессии.
Память о Кирове хранится в массе топонимов. Киров, Кировск, Кировобад, Кировоград, Кировское — несколько десятков населенных пунктов на пост-советском пространстве носят или носили его имя. Станция метро называлась «Кировской» с момента открытия 1935 г. до 1990 г. Название было изменено по Чистопрудному бульвару, где находится один из выходов.
«Калининская» — «Александровский сад»
Михаил Калинин был супер-важной персоной в первые годы Советского Союза. С 1922 г. до 1938 г. он был председателем ЦИКа (Центрального Исполнительного комитета), то есть, фактически был главой государства. Активно участвовал в репрессиях.
В год смерти политика, в 1946, название станции «Улица Коминтерна» было изменено на «Калининскую». В 1990 г. в ходе декоммунизации она была переименована в «Александровский сад», который в свою очередь был назван в честь Александра II.
«Площадь Свердлова» — «Театральная»
Яков Свердлов не застал СССР, но был ярким политиком Советской России. Стал одним из самых активных деятелей Октябрьской революции, формально был главой РСФСР. Свердлов участвовал в разгоне Учредительного собрания и расстреле царской семьи.
Театральная площадь, на которой расположены Большой и Малый театры, и дала название станции метро «Театральная». Оно было изменено в 1990 г.
«Дзержинская» — «Лубянка»
Феликс Дзержинский — одна из самых одиозных личностей в истории СССР. Он возглавлял ВЧК (Всероссийскую Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем), поэтому именно с его именем чаще всего ассоциируются репрессии. В 90-е Дзержинский был одним из первых, чье имя старались стереть из памяти народа — уж слишком много мрачных воспоминаний с ним связано.
Все в том же 1990 станция была переименована в «Лубянку», по одной из новгородских улиц, жители которой переместились в этот район после лишения Новгорода независимости в XV веке.
«Площадь Ногина» — «Китай-город»
Виктор Ногин был активным деятелем революции, хоть его позиция не всегда была созвучна с основными положениями программы партии. И тем не менее, он возглавлял ВРК (Военно-революционный комитет), и успех революционных действий в Москве — его заслуга.
Станция метро была переименована в 1990 г.. «Китай-город» — историческое название района Москвы.
«Ждановская» — «Выхино»
Андрей Жданов был председателем Совета Союза Верховного Совета СССР. Но как и в случае с Кировым, его смерть послужила поводом для репрессий. Было сфабриковано «дело врачей», обвиненных в гибели Жданова.
Станция носила название «Ждановская» в 1966-1989 гг, а затем ее переименовали в «Выхино».
Источник
Станция метро «Кировская»
«Кировская» – станция первой линии Самарского метрополитена, расположенная между станциями «Безымянка» и «Юнгородок». Станция находится на проспекте Кирова.
История станции
Станция была открыта вместе с первым пусковым участком «Юнгородок» – «Победа» 26 декабря 1987 года.
История названия
Название станции дано по одноимённому проспекту.
Описание станции
Станция построена по типовому проекту, художественное оформление разработано архитектором Ф.А. Симоняном. Пол отделан гранитом теплых тонов, стены украшены мрамором «газган». На торцевых стенах помещены панно из красного туфа, выполненные Армянским Художественным фондом по эскизам Ф.А. Симоняна и изображающие людей различных профессий. Сюжет обусловлен месторасположением станции: «Кировская» находится в самом центре промышленной зоны города.
Технические характеристики
«Кировская» – односводчатая станция неглубокого заложения с островной платформой. Станция имеет путевое развитие: 4 стрелочных перевода, пошёрстный съезд, 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава и 1 тупик. За станцией, в направлении «Юнгородка», есть выезд на поверхность в электродепо «Кировское», который используется и для подъезда к станции «Юнгородок», а также часть уже построенных, но пока не использующихся перегонов к будущей станции «Крылья Советов».
Вестибюли и пересадки
На станции есть два вестибюля, оборудованных эскалаторами, но действующий из них только один. Второй (причем, это единственный наземный вестибюль в Самарском метрополитене) закрыт, причина тому банальна – предельный износ эскалаторов. Из функционирующего вестибюля по подземному переходу осуществляется выход к остановочной платформе электропоездов Куйбышевской железной дороги «Пятилетка» и на проспект Кирова.
Полезные факты
Для входа пассажиров станция открыта с 6.00 до 00.00.
Рядом со станцией расположены остановки общественного транспорта: автобусов № 21, 29, 30, 38, 47, 51; троллейбусов № 8, 12, 13, 18; трамваев № 8, 10, 25; маршрутных такси №№ 6, 30, 38, 47, 203, 206, 207, 213, 221, 230, 247, 261, 266, 283, 297.
Интересно
«Кировская» стала первой строящейся станцией Самарского метрополитена.
Один из самых сложных участков строительства самарского метро – проходка перегона «Кировская» — «Безымянка» под железнодорожным полотном. Проходку решили вести без остановки движения ж/д составов: это позволило на год ускорить темпы ввода пускового участка и сэкономить полмиллиона рублей (в ценах 1985 года).
Источник