Метро Санкт-Петербурга — история строительства

Трудно себе представить Санкт-Петербург без метро. Это главное транспортное средство, быстрое и удобное, каждый день им пользуется более трех миллионов человек. Задумались о метро в Санкт-Петербурге еще в 19 веке, но построено оно было в 1955 году, через 20 лет и шесть месяцев после открытия метрополитена в Москве.

Метро в Санкт-Петербурге — история

Еще в 1820 году инженер Торгованов через графа Милорадовича обратился к Александру I с проектом сооружения тоннеля под Невой. Создать внеуличную железную дорогу предлагали и другие инженеры и изобретатели. Только к концу 19 века, когда в Лондоне, Париже и Нью-Йорке появились подземные железные дороги, о метро в Санкт-Петербурге задумались снова. В газетах обсуждались планы строительства, а инженеры спорили о достоинствах и недостатках подземки, хотя в то время в Северной столице не было даже электрического трамвая.

Было разработано несколько интересных вариантов подземки. Так, проект инженера Петра Ивановича Балинского предусматривал строительство шести веток и двух кольцевых линий общей протяженностью 172 км, 11-ти мостов, насыпей и эстакад высотой 5–10 метров. Но эта работа была отклонена Николаем II. А один из проектов был и вовсе забавный, он предполагал осушить Екатерининский канал и по нему пустить поезда.

Надо отметить, что все дореволюционные проекты предлагали строительство в основном эстакадных линий, эксплуатация которых в условиях Петербурга вызывала бы трудности. А для прокладки подземной железной дороги глубокого заложения не было ни материальных, ни технических ресурсов.

Начало строительства метро в Санкт-Петербурге

В 1917 году столицей России стала Москва и метро построили сначала здесь — в 1935 году была открыта первая линия, а в 1938 году — вторая. Только тогда по инициативе Председателя Ленинградского Исполкома Алексея Николаевича Косыгина вновь был поднят вопрос о метро в Санкт-Петербурге и в 1941 году началось его проектирование и строительство. Иван Георгиевич Зубков, имевший большой опыт в строительстве подземки в Москве, организовал Ленинградский метрострой, подобрал и обучил людей. В сжатые сроки было построено 18 вертикальных стволов. Он лично ездил по Ленинграду, изучал грунты и намечал места строительства шахт, станций и тоннелей. Война помешала реализации дальнейших планов — стволы были затоплены, а метростроевцы стали строить оборонительные сооружения.

Открытие метро в Санкт-Петербурге

После войны в 1946 году вновь началось проектирование метрополитена, а в 1947 году — его строительство. Через 10 лет 15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие первой ветки метро Санкт-Петербурга. В состав Кировско-Выборгской линии вошли семь станций — Площадь Восстания, Владимирская и Технологический институт, Балтийская и Нарвская, Кировский завод и Автово. А вскоре открылась станция Пушкинская и теперь на метро можно было добраться до Московского и Варшавского, Балтийского и Витебского вокзалов. 1 июня 1958 года первая линия метрополитена была продлена на север и открылись станции Чернышевская и Площадь Ленина, где расположен Финляндский вокзал. Более тысячи строителей за самоотверженный труд получили правительственные награды.

Метрополитен был оформлен в стиле Сталинской архитектуры. По проекту предполагалось изображение вождя на многих станциях, но в период оттепели от этих планов отказались и сохранилось только изображение Сталина на барельефе в вестибюле станции Площадь Восстания.

Метро Санкт-Петербурга в наши дни

В 2011 году протяженность линий метро в Санкт-Петербурге составила 112,54 км. На пяти линиях расположены 65 станций. Линии обычно называют по номерам и реже — по названию

  • Линия №1 Кировско-Выборгская — красная
  • Линия №2 Московско-Петроградская — синяя, самая длинная линия
  • Линия №3 Невско-Василеостровская — зелёная
  • Линия №4 Правобережная — оранжевая
  • Линия №5 Фрунзенско-Приморская — фиолетовая

Метро в Санкт-Петербурге имеет 10 закрытых станций или как еще их называют — горизонтальные лифты. Их преимущество — в безопасности, поскольку исключается гибель людей на рельсах, отсутствует шум от проходящих поездов, но главная выгода — более низкая стоимость и сокращение сроков строительства. Недостаток — более высокие затраты на эксплуатацию таких станций. Кроме того, необходимость совмещать в точности двери станции и двери поезда увеличивает время стоянки и как следствие, возрастает интервал движения, поэтому такие станции сейчас не строят.

Читайте также:  Автобусы от метро красногвардейская до метро юго западная

В 1975 году в метро Санкт-Петербурга появились первые односводчатые станции глубокого заложения, у которых в центре зала расположена платформа, а к боковым сторонам прибывают поезда. Таких станций в Петербурге — 15, а в Москве — одна Тимерязевская.

Возможно, на первый взгляд Метро Санкт-Петербурга покажется унылым и скучным. Приглядитесь и Вы увидите в его оформлении творение талантливых скульпторов и художников, историю России и судьбу многих знаменитых и обычных людей.

Источник



История метро Санкт-Петербурга

История Санкт-Петербургского метро началась еще в 1820 году. Тогда инженер Торгованов представил Александру I проект строительств тоннеля под Невой. Но тогда строительство так и не было начато — о проекте на какое-то время забыли, а вспомнили тогда, когда метро стало появляться в Париже, Лондоне и других городах.

Первые шаги к строительство Петербургского метрополитена

В 1935 году в Москве была открыта первая линия метро, а в 1941 году очередь, наконец-то, дошла и до Санкт-Петербурга. Был организован Ленинградский метрострой и дело пошло — метро начало проектироваться, подземки стали изучаться и казалось, что скоро и в Петербурге появится свое метро. Но о планах пришлось на время забыть — началась война. Только в 1947 году началось официально строительство долгожданного метрополитена.

Схема трассы первой очереди. Фото: upload.wikimedia.org

Долгожданное открытие метро

На строительство первой ветки ушло 10 лет. В 1955 году была открыта первая ветка Санкт-Петербургского метро. В ее состав вошли Площадь Восстания, Владимирская, Технологический институт, Балтийская, Нарвская, Кировский завод и Автово. А немного позже открылась и Пушкинская. Жители Северной столицы теперь могли легко добраться на метро до Витебского, Балтийского и Варшавского вокзалов.

Площадь Восстания, 1958 год. Фото: ru.wikipedia.org

Но, несмотря на этом строители не остановились, а продолжили работать. Первую линию продлили в сторону центра, и теперь через новую станцию Чернышевская и Площадь Ленина можно было доехать и до Финляндского вокзала.

Большинство первых станций оформлялись в привычном тогда стиле Сталинской архитектуры.

История самой глубокой станции города

Адмиралтейскую планировали строить давно — ее даже можно увидеть в старых проектах 50-х годов. Но на деле станция открылась только спустя 40 лет. Дело в том, что геологические данные не позволяли строить в том месте неглубокую станцию. А для постройки эскалатора потребовалось бы снести несколько домов.

Витражная композиция на Адмиралтейской. Фото: ru.wikipedia.org

Дошло даже до того, что строители рассматривали вариант постройки лифта, на примере лондонского метрополитена. Но лифт оказался рискованной идеей. Оставался только эскалатор. Специально для его постройки закупали иностранный механизм, благодаря которому можно было снести лишь один дом вместо четырех.

Из-за продолжительного строительства Адмиралтейскую даже называли «станцией-призраком». Открытие самой глубокой станции Петербурга свершилось в 2011 году.

Как поживает метро сейчас

Постепенно метро расширялось и продолжает расширяться до сих пор. Сейчас схема Санкт-Петербургского метрополитена состоит из 5 веток и 69 станций.

Как и раньше, современные станции не отличаются каким-то особенно помпезным интерьером. В отличие от многих станций метро Москвы, в Санкт-Петербурге предпочтение отдается лаконичному и практичному дизайну.

Траволаторный тоннель на станции Спортивная. Фото: ru.wikipedia.org

Также в Санкт-Петербурге есть 10 станций закрытого типа — они удивляют многих гостей города. Изначально их строили из соображений экономии, а сейчас не только в Петербурге, но и в других странах мира строители пришли к выводу, что это не только недорого, но еще и безопасно для пассажиров.

Источник

История строительства метро спб

История петербургского метро

В моих руках альбом «Метрополитен Северной Столицы», выпущенный в 1995 году к 40-летию нашего метро. Перед этим натыкался ещё на три источника, где в подробностях и красках описывалось его строительство. В итоге, насобирал достаточное количество интересных сведений и фотографий, чем с вами и делюсь. Вот первая из фотографий — вид на Загородный проспект до постройки вестибюля метро «Пушкинская».

Читайте также:  Каширская плаза адрес как добраться метро

Ленинградское метро на 20 лет младше московского. В советской столице первая очередь подземной железной дороги была открыта 15 мая 1935 года. При проектировании, строительстве, эксплуатации первой очереди ленинградского метро активно использовался московский опыт. Ответственным за реализацию программы строительства метро в Ленинграде в 1938 году стал Алексей Николаевич Косыгин. Направление линий определили уже на первом совещании под руководством Косыгина. Участники собрания — тоннельщики, геологи и экономисты — разошлись по разным комнатам и предложили свои варианты схемы метро. В большой части их предложения совпали. Сразу же началось проектирование первой линии от станции «Автово» до Финляндского вокзала. Московский опыт строительства метро оказался недостаточен. В Ленинграде совсем другие грунты. Наиболее благоприятными считались условия на участке в Автово, но трудностей возникло не мало. У первых метростроевцев из инструментов были: отбойный молоток, лопата, кувалда, ломик, бадья и примитивный кран-укосина. С помощью таких средств сооружался ствол глубиной 30 метров. Поначалу работы шли в насыщенными водой песке и суглинке, которые быстро ломали перекрытия. Преодолев водоносный слой, рабочие наткнулись на ленточные глины. Они были настолько липкие, что через минуту стояния на ней сапоги от глины было не оторвать. Следующим слоем оказалось русло древнего ледника, устланное валунами весом до шести тонн. Последней преградой оказался слой песчаника, который не брали отбойные молотки. Песчаник пришлось взрывать. Все эти работы вели отнюдь не горняки, а бывшие заводчане. Опыта подобных работ они не имели. Однако, сроки сдачи работ были очень важны. Ствол шахты был пройден к первому мая 1941 года. Дом, на месте которого построено здание для станции «Технологический институт»:

Источник

История Петербургского метрополитена

Метро Санкт-Петербурга – второе по возрасту в истории России и всего СССР. Но при этом к его открытию готовились более 50 лет, начиная с царских времен. Были созданы десятки проектов, но к строительству метро перешли только после Великой Отечественной войны.

Дореволюционные проекты

В конце XIX века началось обсуждение идеи создания в Петербурге «подземной железной дороги». Однако все проекты сталкивались с двумя проблемами: власти хотели, чтобы проект был под государственным, а не частным контролем, а также с лобби других видов транспорта. Из-за того, что в городе действовало лобби конного трамвая, не могли долгое время открыть трамвай на электрической тяге. Первый был в 1895 году, и то по льду Невы, а не по городским проспектам. В начале века был разработан проект запуска электрического трамвая, а значит – с метро необходимо было подождать. Все же в городской совет было подано более 10 различных проектов, самыми интересными из которых были:

  1. Проект 1898 инженера П.Балинского. Он предложил два проекта: для Москвы и для Санкт-Петербурга. Для столицы он предложил кольцевую ветку, которая бы связывала все пригороды города, а от кольца через центр должны были идти несколько веток. Часть веток должны были быть надземные. Проект стоил 190 миллионов рублей.
  1. В 1901 году еще один инженер В.Печковский предложил более скромный вариант: построить станцию возле Казанского вокзала и связать станциями другие вокзалы города.
  1. Г.Гиршсон в том же 1901 году предложил подземную железную дорогу под Невским проспектом.

В 1914 году началась мировая война, потом революция. В итоге реализацию идеи Петербургского метро приостановили. Вернулись к ней уже в Ленинграде.

Начало строительства в СССР

В 1938 году глава городского совета Ленинграда Алексей Косыгин (будущий организатор экономической реформы при Брежневе) предложил начать строительство метро в городе. Проект был готов еще в 1935 году. В январе 1941 года Каганович подписал соответствующий указ, начальником был назначен Иван Зубков. Но позже началась война, все усилия бросили на создание укреплений вокруг города, а уже вырытые туннели пришлось затопить. Сам Зубков погиб в 1944 году.

После того, как советскую экономику восстановили после войны, власть вернулась к идеи создания второго метрополитена в СССР. С 1948 года начались строительные работы. Главной метрополитена был назначен Иван Новиков. Из Москвы в Ленинград привезли 59 вагонов. 15 ноября 1955 года был торжественно открыт Ленинградский метрополитен. Ему присвоили имя Ленина. В самом проекте было множество станций с изображением Сталина. После 1956 года и начала десталинизации изображения демонтировали. Всего было 8 станций и одно депо: «Автово». Станцию «Пушкинскую» закрывали на пол года из-за проблем наклонного хода, повторно открыли в апреле 1956. Стоимость проезда в метро тогда составляла 50 копеек. Уже при строительстве первой ветки метро было понятно, что это будет уникальный объект, нигде в мире нет такого количества станций глубокого заложения (в среднем – 85 метров). Для строительства вестибюлей снесли Знаменскую церковь на одноименной площади.

Читайте также:  Суздальский проспект санкт петербург метро

Уже в 1958 году открыли еще две станции: «Чернышевского» и «площадь Ленина». В 1961 году была открыта вторая ветка: от Технологического института (станция пересадки на первую ветку) до Парка Победы. Именно станция «Парк Победы» была первой в мире станцией закрытого типа: платформа оснащена дополнительными дверьми, которые открываются после прибытия поезда и открытия дверей машинистом. В 1963 году линию расширили до станции «Петроградская». В 1970 году открыли третью ветку: от «Площади Александра Невского» до «Ломоносовской». В 1984 году началось строительство четвертой ветки. Последние станции, построенные в СССР, были открыты практически сразу после объявления о распаде – 30 декабря 1991 года. Это были три остановки на четвертой ветке: от «Садовой» до пересадочной «Александра Невского». Всего же за время СССР было построено около 50 станций.

Метро Санкт-Петербурга в Российской Федерации

Уже в 1992 году началось переименование некоторых станций, например «Площадь мира» в «Сенную» площадь. Вместе с тем, строительство метро продолжалось. В 1997-1999 году открыли еще несколько станций на четвертой линии, а также образована пятая линия. За период с 1999-2019 на пятой линии построили 10 новых станций. В 2018 году на третьей ветке открыли еще 2 станции. В 2023 году планируется открытие шестой линии Петербургского метрополитена — Красносельско-Калининская.

В 1991 году стоимость проезда была 50 копеек. Самая большая динамика роста стоимости была в 1994 году: от 50 рублей в феврале до 300 рублей в декабре. В сентябре 1996 года проезд стоил 1500 рублей за один жетон После денежной реформы и стабилизации рублей цена на проезд в метро растет не так быстро: от 6 рублей в 2002 году до 55 рублей в 2020.

Трагедии в Петербургском метро

В начале 1970-х годов партия требовала ускоренного строительства линии глубокого заложения между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Там необходимо было использовать технологию заморозки грунтовых вод. Для быстрого строительства решили делать два туннеля не рядом, а один под другим. 8 апреля 1974 года в туннель начала поступать вода из незамерзшей породы. Остановить аварию не удавалось, постепенно таили и другие замороженные породы, туннель на километр заполнился водой. На поверхности начали рушиться здания и проседать проспект. Было решено заполнить туннели водопроводной водой, чтобы вода из замерзших пород не перетекала в метро. В конце 1974 года использовали технологию жидкого азота для замораживания грунта. В 1975 году туннель был введен в эксплуатацию.

Но это был не конец истории. В 1994-1995 году туннель начал вновь пропускать большое количество воды. В декабре 1995 года состоялась авария: туннель был пробит, началось затопление. Последние поезда провозил специальный мотовоз, поскольку контактный рельс был отключен. С декабря 1995 по февраль 1996 года туннель был затоплен водой, были созданы специальные герметические затворы, часть туннеля была залита бетоном. В 2004 году были открыты новые обходные пути под улицей Куйбышева.

Также в метро Санкт-Петербурга было совершено несколько терактов. Первый – в 1996 году, когда травмы получили 2 пассажира. Второй – в 2017 году, пострадало 103 человека, 17 из которых погибли.

Источник

История строительства метро спб
Adblock
detector