История создания метро новосибирска
Новосибирский метрополитен — единственный за Уралом. Длина двух действующих веток — Ленинской и Дзержинской — равна 15,9 км. Метрополитен обслуживает 13 действующих станций. Среднесуточный пассажиропоток составляет 227 тыс. человек. В год в метро Новосибирска бывает 83 млн пассажиров.
Ленинская ветка
Конечными станциями Ленинской ветки Новосибирского метрополитена являются станции «Площадь Маркса» и «Заельцовская». Первая расположена в центре самого крупного транспортного узла левобережья. Ее открыли в 1991 году. Она названа в честь площади, под которой расположена. «Площадь Маркса» читается самой загруженной городской станцией. За сутки через нее проходит 41,3 тыс. человек.
На противоположном конце Ленинской ветки — станция «Заельцовская». Она расположена в правобережной части города, на площади Калинина, которая также является крупной транспортной развязкой. За сутки через нее проходит 28,7 тыс. человек. Изначально станцию планировалось назвать «Площадь Калинина».
Открытие станции несколько раз переносили — в итоге ее открыли в 1992 году. К тому времени Советский Союз прекратил существование и от идеи присвоить новой станции фамилию «всесоюзного старосты» Михаила Калинина отказались. В итоге, станцию назвали в честь Заельцовского района города, где она расположена.
В этом году в Новосибирском метрополитене повысилась стоимость проезда — с 22 до 25 руб. Но по-прежнему тариф в новосибирской подземке является самым низким среди отечественных метрополитенов.
Рядом со студенческим городком в левобережной части Новосибирска расположена станция метро «Студенческая». Ее открыли в 1985 году. Основной пассажиропоток составляют учащиеся. В учебное время число пассажиров доходит до 23 тыс. человек в сутки. Летом, когда студентов нет, эта цифра падает до 15 тыс. человек.
Станция «Речной вокзал» расположена на крупном транспортном узле, связывающим центральные районы Новосибирска с Первомайским и Советским районами, в том числе с Академгородком. Среднесуточный пассажиропоток на станции составляет 22,6 тыс. человек.
Станция «Речной вокзал» — единственная из всех городских станций метро имеет платформы по бокам, а пути — между ними. Еще одной особенностью станции являются 10 витражных вставок с изображениями сибирских городов.
На Ленинской линии в рамках подготовки Новосибирска к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года строится станция «Спортивная».
Следующей станцией Ленинской линии является «Октябрьская». Ее открыли в 1985 году. Среднесуточный пассажиропоток станции составляет 13,4 тыс. человек. При оформлении станции использовались панно художника Александра Чернобровцева, изображающие штурм Зимнего дворца во время Октябрьской революции, а также изображения групп рабочих и крестьян.
Центральной станцией новосибирского метрополитена считается «Площадь Ленина», расположенная под одноименной станцией. Ее ввели в эксплуатацию в 1985 году. Четыре выхода со станции ведут к зданию мэрии Новосибирска, Краеведческому музею, НГАХА, а также зданию Облпотребсоюза. Рядом со станцией расположен Новосибирский оперный театр.
Особенностью станции является глубина ее заложения — между проезжей частью Красного проспекта на площади Ленина и самой верхней точкой станции всего 50 см. Ежедневно станцией пользуется 27,2 тыс. человек.
На Ленинской линии расположен метромост через Обь — самый длинный крытый метромост в мире.
Станцию «Гагаринскую» открыли в 1992 году. Создатели с самого начала хотели использовать в ее оформлении «космический стиль». Сегодня на станции стоят 17 пар колонн, покрытых стальными листами, символизирующими ракеты, направленные в космос. В 2011 году на станции появились изображения первого космонавта — Юрия Гагарина. Среднесуточный поток пассажиров составляет 11,6 тыс.
Станция «Красный проспект» расположена на пересечении Красного проспекта и ул. Гоголя. Станцию построили в 1985 году. Среднесуточный поток пассажиров через «Красный проспект» и «Сибирскую» составляет 20,9 тыс. человек. При строительстве станции использовался темно-красный мрамор, добытый на карьерах Иркутской области. Этот же гранит использовался при строительстве станций Московского и Харьковского метрополитенов.
«Красный проспект» соединен двумя подземными пешеходными переходами со станцией «Сибирская».
Дзержинская ветка
«Сибирская» считается самой глубокой станцией Новосибирского метрополитена — 15 м от поверхности земли. Станцию построили в 1987 году. Она оформлена мозаичными панно из алтайских камней, изображающими сцены из истории Сибири и пейзажи местной природы.
На площади Гарина-Михайловского, перед вокзалом «Новосибирск Главный», расположена одноименная станция. Ее строительство завершилось в 1987 году. Ежедневно станция принимает 10,1 тыс. пассажиров. Изначально планировалось назвать станцию «Вокзальной». Станция, как и площадь, носит имя инженера Николая Гарина-Михайловского, считающегося одним из отцов современного Новосибирска.
Новосибирский метрополитен совершенствует систему безопасности. Так, руководство метрополитена анонсировало внедрение системы видеонаблюдения с распознаванием лиц. Кроме того, станции оснащены рамками металлоискателей.
Станция «Маршала Покрышкина» названа в честь героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина. Ее открытие состоялось в 2000 году. Проект станции аналогичен проекту «Гагаринской». В одном из вестибюлей стоит бронзовый бюст маршала. Кроме того, в вестибюле расположен мозаичный витраж с изображением самолетов и схемой Солнечной системы, в которой указана малая планета с названием Покрышкин. Над платформой расположен макет самолета «Аэрокобра», на котором Покрышкин сражался во время Великой Отечественной войны. Каждый день станцией пользуются 8,7 тыс. человек.
Станция «Березовая роща» расположена вблизи с одноименным парком. Станцию открыли в 2005 году. Пассажиропоток составляет 11,5 тыс. человек.
«Золотая Нива» — самая молодая станция Новосибирского метрополитена. Станция считается самой восточной в России и СНГ.
Ее открыли в 2011 году. «Золотая Нива» — на данный момент последняя станция Дзержинской ветки. Пассажиропоток составляет 13,1 тыс. человек.
Источник
История строительства Новосибирского метро
Новосибирск занимает третье место в стране по численности населения. Быстрый рост населения, стремительно развивающаяся промышленность и наука стали неоспоримыми аргументами в пользу строительства метрополитена в городе. К тому же, городская транспортная инфраструктура не поспевала за растущим пассажиропотоком. Назревшие проблемы можно было решить только с помощью строительства метрополитена. Специалисты «Новосибгражданпроекта» во главе с Вячеславом Борисовским сделали необходимые расчёты. Для местной власти это стало доказательством того, что без метрополитена городу не обойтись. Поэтому план строительства метро был одобрен Новосибирским горисполкомом и облисполкомом в 1971 году. А Советом министров РСФСР проектирование и строительство метрополитена было утверждено в 1975 году.
Начало строительства Новосибирского метрополитена пришлось на 12 мая 1979 года. Строительным работам не были помехой ни суровые сибирские зимы, ни временные неудобства, связанные с закрытием центра города. Население преодолевало все трудности в ожидании метрополитена.
Более 2 тысяч человек работали на строительстве Новосибирского метрополитена. Так как в Новосибирске метро было неглубоким, строили его открытым способом. А для вывоза грунта здесь впервые стали использовать грузовики. Строительство продвигалось быстрыми темпами. Отделкой и дизайном станций занимался «Метропроект». Облицовочные материалы заказывались на месторождениях Урала, Грузии, Прибайкалья, Подмосковья и Карелии. А мрамор и гранит добывался в районах Новосибирской области.
Для перехода через Обь было решено построить мостовой переход. Строительные работы начались летом 1980 года. Общая длина сооружения составила 2,1 километра. Впервые в истории отечественного метростроения в Новосибирске применили конструкцию пролётных строений и метод надвижки. Испытание конструкций метрополитена было проведено в ночь с 19 на 20 декабря 1985 года. И только после успешных испытаний комиссией было дано разрешение на эксплуатацию подземки. Акт о приёме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена был подписан 28 декабря 1985 года. А 7 января 1986 года двери метрополитена были открыты первым горожанам. Жители Новосибирска отметили, что город вздохнул свободнее.
В 1990 году началось строительство второй очереди. Разразившийся в 1993 году экономический кризис стал причиной того, что подземку стали строить очень медленно. Только через 5 лет появлялась каждая очередная станция. Последняя на сегодняшний день станция «Золотая нива» была открыта для пассажиров 9 февраля 2011 года. На очереди строительство станции «Спортивная» и других линий метрополитена.
Источник
Новосибирский Метрополитен
Новосибирский Метрополитен — Внеуличная, транспортная и преимущественно подземная система города Новосибирск, Российская Федерация. Открыт 7-го Января 1986-го года в составе участка Схема метрополитена, с железной дорогой. SVG версия
Описание
Страна
Город Расположения
Дата открытия
Эксплуатант
Маршрутная сеть
Число линий
Число станций
Длина сети
Технические данные
Дневной Пассажиропоток
Годовой Пассажиропоток
Коллаж из станций метрополитена. Авторы указаны внизу по ссылке)
Содержание
История
В 1954 году при разработке градостроительного плана Новосибирска было разработано и предложено три различных варианта плана развития города, каждый из которых предполагал строительство метрополитена. Вновь вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1962 году при разработке нового плана развития Новосибирска. Город, будучи крупным центром промышленности, культуры и науки, быстро рос, а 9 июля 1962 года в Новосибирске родился миллионный житель, что давало право на строительство метрополитена. В 1968 году городские власти поручают разработку проекта метрополитена институту «Новосибгражданпроект» (до этого «Новосибпроект»). В конце 1970 года разработка «Схемы развития городского транспорта Новосибирска до 2000 года» была завершена и 15 февраля следующего года её передали на рассмотрение и согласование вначале в городской, а затем в областной исполком. Согласно разработанной в институте схеме, Новосибирский метрополитен включал три линии общей протяжённостью 52 км с 36 станциями. В местах пересечения линий были запланированы четыре пересадочных узла. После того, как идея строительства метро в Новосибирске получила одобрение союзных министерств и ведомств, а также лично Л. И. Брежнева, в августе 1972 года приехавшего в Новосибирск, дальнейшая разработка проекта была передана институту «Бакметропроект» — филиалу «Метрогипротранса». В 1974 году был разработан новый вариант технико-экономического обоснования. 12 декабря 1978 года проект первой очереди метрополитена протяжённостью 13,1 км с одиннадцатью станциями был утверждён Советом Министров РСФСР, а в союзном Совете Министров — месяцем ранее.
Датой начала строительства считается 12 мая 1979 года, когда состоялся торжественный митинг (в районе будущей станции «Октябрьская»), посвящённый началу возведения метрополитена, в ходе которого была забита первая свая. С начала 1980 года начались работы по первому участку Дзержинской линии, включавшему две станции: «Вокзальная» (ныне «Площадь Гарина-Михайловского») и «Нарымская» (ныне «Сибирская»). В 1983 году за одну смену туннелепроходчики построили 3,86 метра тоннеля от «Спортивной» в сторону «Студенческой», установив рекорд того времени. В следующем году он был побит — было пройдено четыре метра за смену. 28 декабря 1985 года Новосибирский метрополитен принят в эксплуатацию Государственной комиссией.
Спустя декаду после приёмки, 7 января 1986 года, метрополитен официально открывает свои двери для пассажиров. 31 декабря 1987 года в торжественной обстановке запущен первый участок Дзержинской линии из двух станций — «Сибирской» и «Площадь Гарина-Михайловского». 26 июля 1991 года принимается в эксплуатацию станция «Площадь Маркса», а 2 апреля 1992 года — станции «Гагаринская» и «Заельцовская». А следующая станция — «Маршала Покрышкина» была введена в эксплуатацию только 28 декабря 2000 года. А вместе с ней был запущен в эксплуатацию правый перегонный 1,58-километровый тоннель — до станции «Площадь Гарина-Михайловского». Следующая же станция, «Берёзовая роща», появилась только ещё через 5 лет, к 25 июня 2005 года. 7 октября 2010 года открыли станцию «Золотая Нива», и 26 октября она была закрыта по решению суда на 30 суток в связи с конструкционными проблемами. Инициатива по закрытию станции принадлежала Ростехнадзору. Станция с самого начала была открыта в усечённом виде — с одним перегонным тоннелем, правым. Повторно станцию открыли только 9 февраля 2011 года
Архитектура
Новосибирская организация Союза архитекторов СССР и исполнительный комитет городского совета народных депутатов объявляли открытый конкурс на проектные предложения по оформлению станций первой очереди. Объявленный конкурс, на оригинальный архитектурно-художественный облик станций, проходил с 1 марта по 31 мая 1980 года. Согласно условиям, для каждой станции оговаривалось соответствующее тематическое содержание.
В качестве отделочных материалов для оформления первых, построенных в 1985 году, станций применялись: гранит и мрамор, стекло, цветные цементы, художественная и облицовочная керамика. Для следующих станций применили Петенёвский мрамор (серо-кремовый) из Маслянинского района, а также минералы, добытые на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Средней Азии и в Грузинской ССР.
На последних двух пущенных в Новосибирском метрополитене станциях («Берёзовая роща», «Золотая Нива») строители применили современные материалы: алюминиевые панели, керамогранит, нержавеющая сталь, полимерные покрытия; алюминиевый сайдинг, металлопластиковые панели.
Линии
С 31-го Декабря 1987-го года метрополитен состоит из 2-ух линий — Ленинской и Дзержинской . [1] [2] .
Станции
Новосибирский метрополитен на 2020-ый год насчитывает 13 станций, из которых 8 — на Количество станций в районах города.
В первоначальных планах авторы проекта предлагали построить станции под шестивагонные составы — с платформами длиной 120 метров. И у этой идеи нашлись сторонники, в том числе в союзных и республиканских органах власти. Но затем было решено уменьшить протяжённость — по финансовым соображениям. В конечном итоге решили вначале запустить четырёхвагонные составы, а длину платформ сделать под пять вагонов, чтобы в дальнейшем перейти на метропоезда с увеличенным количеством вагонов. Так длина всех станций стала 102 метра, а длина посадочных платформ — 100 метров (5 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства метрополитена. Ширина платформы — 10 м.
Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления (о случающемся следовании поезда без остановки, отсутствии посадки на прибывающий поезд, о возможных технических проблемах на линиях метро и пр.). Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда. На отрезках эскалаторного транспорта, а также на межстанционных переходах со сравнительно высокими пассажиропотоками звучат сообщения рекламного характера и напоминания о правилах пользования метрополитеном.
Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы двух- или трёхленточные. Эскалаторами оборудованы семь станций, а всего в ведении метрополитена находится 32 эскалатора.
Все подземные станции имеют как наземные, так и подземные вестибюли, часто совмещёнными с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома, или объединёнными с ними (например, вокзалы). Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Один из вестибюлей станции «Красный проспект» также играет роль перехода с одной станции на другую.
Статистика
- Самая глубокая станция — «Сибирская» (16 метров)
- Станция, расположенная ближе всех к поверхности земли — «Речной вокзал» (наземно-подземная)
- Самый длинный перегон — «Студенческая» — «Речной вокзал» (2967 метров, из которых 2145 метров перегона — метромост)
- Самый короткий перегон — «Гагаринская» — «Заельцовская» (927 метров)
- Самый длинный эскалатор — 150 ступеней, длина ленты — 30 метров («Сибирская»).
- Самые старые из действующих эскалаторов расположены на двух станциях первого пускового участка Ленинской линии: «Речной вокзал» и «Октябрьская». Они были пущены в эксплуатацию в конце 1985 года.
- Самый новый эскалатор расположен на станции «Золотая Нива». Он был запущен в 2012 году
Новосибирский Метромост
Между станцией «Речной вокзал» и «Студенческая», длина метромоста вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 968 метров — русловая часть). На левом берегу на метромосту находится закрытая станция «Спортивная».
Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связи левого и правого берегов Оби. Изначально рассматривалось два варианта — подводный тоннель, либо метромост. Также предлагался и третий — протянуть метро по второму ярусу существующего Октябрьского моста, но резко против этого проекта выступили авторы и проектировщики этого моста.
Предпочтение было отдано строительству мостового перехода, поскольку этот проект оказался более дешёвым. Проект метромоста был разработан ленинградскими специалистами из Ленгипротрансмоста (ныне ОАО «Трансмост») в 1978 году. Сооружение моста продолжалось ровно пять лет — с февраля 1980 года по февраль 1985 года.
Новосибирский метромост состоит из трёх частей: небольшой галереи, соединяющей мостовой переход с надземной частью станции «Речной вокзал», собственно мостового перехода, серой железобетонной коробки, и зелёного короба-галереи от моста до обрыва в районе улицы Горской. Опоры моста имеют V-образный вид.
Обе галереи имеют остекление. В железобетонной коробке ранее также существовали окна-иллюминаторы, однако в середине 1990-х годов они были «прикрыты» защитными створками из-за сильного заноса моста снегом зимой и раздражения глаз машиниста и пассажиров от мелькания дневного света.
Подвижной состав и Депо
Электродепо
Обе линии метрополитена обслуживаются электродепо , съезды в которое расположены после станции » Подвижной состав
Новосибирский Метрополитен, как и другие метрополитены, открытые после 1970-го года эксплуатируют составы типа 81-717/714, построенные на Мытищинском и Ленинградском вагоностроительных Заводах. После развала СССР, с 2013-го года в метрополитене эксплуатируются составы типа Именные поезда.
За всю историю, в Новосибирском метрополитене эксплуатировалось 8 именных поездов, связанных с разной тематикой:
- Поезд, оформленный дизайнером IKEA — С 7-го ноября 2008-го года по 2009-ый год в метрополитене курсировал поезд, оформленный дизайнером IKEA. Снаружи, на дверях поезда были нанесены наклейки с логотипом компании. Интерьер каждого из 4-ех вагонов имел обивку диванов и стен, окрашенных в разные цвета, у каждого вагона был индивидуальный цвет и обивка. Также на окнах в вагонах были установлены занавески [3] .
- Поезд с панорамами города — С начала июня 2009-го года до середины месяца работал состав, оформленный ко дню города. На стенах в салоне поезда были размещены фотографии со станциями метро и панорамами города [4] .
- Поезда-музеи:
- Экспозиция «Новониколаевск — Новосибирск» — 28 декабря 2010 года на Дзержинскую линию вышел четырёхвагонный поезд-музей. В каждом из вагонов описан определённый период из истории города: «Так начинался Новосибирск» (1893—1920), «Будни великих строек» (1920—1940), «Город, войною опалённый» (1941—1975), «Новосибирск, устремлённый в будущее» (1976 — настоящее время). Последний был приурочен к 25-летнему юбилею метрополитена.
- Экспозиция истории Академгородка — В конце 2011 года один из вагонов поезда-музея («Новосибирск, устремлённый в будущее») был переоформлен. Новой темой стала история Новосибирского Академгородка, начиная с его появления в 1957 году. Внутри вагона были размещены архивные фотографии, фотопортреты учёных и интересные факты из истории Академгородка.
- Экспозиция Новосибирской ГТРК — В июле 2012 года в вагоне поезда-музея была открыта экспозиция, посвящённая 55-летнему юбилею Новосибирской ГТРК. В историческом вагоне присутствовали в том числе и фотографии первых работников телестудии.
- Экспозиция к юбилею филармонии и области — В октябре 2012 года в передвижном поезде-музее была открыта новая экспозиция, приуроченная к 75-летию региона и Новосибирской государственной филармонии. В вагоне, посвящённом филармонии, присутствовали большие фотографии Новосибирского академического симфонического оркестра: под управлением дирижёра Арнольда Каца (1990 года) и современные — с главным дирижёром Гинтарасом Ринкявичусом. В другом вагоне поезда (тема «Годы великих строек»), размещавшем до этого хронику 1920-х годов, было также произведено переоформление. Теперь в нём представили хронику следующего десятилетия: фото крайисполкома, стоквартирного дома, пассажиров первого трамвая в городе, купола будущего оперного театра и портреты тогдашнего городского руководства.
- Экспозиция «Наш Покрышкин» — 1 марта 2013 года в третьем вагоне поезда-музея была открыта экспозиция, посвящённая 100-летию маршала и Трижды Героя Советского союза, прославленного лётчика Александра Покрышкина. До этого в вагоне был зал о Великой Отечественной войне [ .
- Вагон о мини-футбольном клубе «Сибиряк» — 7 мая 2012 года в метро был запущен электропоезд с вагоном, посвящённым мини-футбольному клубу «Сибиряк». В вагоне была размещена информация об истории клуба, детско-юношеской спортивной школе, игроках клуба, ближайших матчах и тренерском штабе.
- Вагон с фотографиями сирот — В начале ноября 2012 года на Ленинскую линию вышел вагон, стены которого оформлены 55 фотографиями детей-сирот до 15 лет, находящимися в доме малютки и детских домах. Фотографии были снабжены контактными телефонами. В случае усыновления, по словам организаторов акции, фотографию поменяют на другую.
Перспективы
Ленинская линия.
В настоящее время планируется расширение Ленинской Линии дальше на запад, к площади Станиславского, а дальнее — на 2 станции в том же направлении — «Пермская» и «Южная» [5] . Также есть планы продлить линию на 3 станции на север, к аэропорту «Новосибирск-Северный» [6] [7] . Также, к 2022-ому году между » [8] .
Дзержинская линия.
В ближайшее время планируется сооружение двух станций — «Гусинообродская» и «Волочаевская» в восточном направлении с электродепо [9] [10] . Также согласно генплану 1996-го и 2000-го годов [1] [2] линия должна пересечь Обь и пройти через Речной Порт до севера Ленинского Района.
Новые линии и генеральные планы.
Кировская Линия
По генпланам 1996-го года [1] и 2000-го года [2] планируется строительство трёх новых линий — Кировской с 8 станциями и электродепо, которая будет связывать южную часть Кировского района, рядом с микрорайоном «Южно-Чемским» с Ленинской линией, железнодорожной станцией «Новосибирск-Западный» и севером Ленинского района.
Октябрьская линия.
Октябрьская линия по генпланам должна связать остановочный пункт «Камышенская» с Дзержинской Линией и аэропортом «Новосибирск-Северный», где также планируется пересадочный узел с Ленинской линией
Первомайская линия.
Первомайская Линия по генплану шла от остановочного пункта «Первомайская» до «Дунайской», далее доходила до станции » Примечания
Источник
Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро
Новосибирский метрополитен — единственный за Уралом. Длина двух действующих веток — Ленинской и Дзержинской — равна 15,9 км. Метрополитен обслуживает 13 действующих станций. Среднесуточный пассажиропоток составляет 227 тыс. человек. В год в метро Новосибирска бывает 83 млн пассажиров.
Ленинская ветка
Конечными станциями Ленинской ветки Новосибирского метрополитена являются станции «Площадь Маркса» и «Заельцовская». Первая расположена в центре самого крупного транспортного узла левобережья. Ее открыли в 1991 году. Она названа в честь площади, под которой расположена. «Площадь Маркса» читается самой загруженной городской станцией. За сутки через нее проходит 41,3 тыс. человек.
На противоположном конце Ленинской ветки — станция «Заельцовская». Она расположена в правобережной части города, на площади Калинина, которая также является крупной транспортной развязкой. За сутки через нее проходит 28,7 тыс. человек. Изначально станцию планировалось назвать «Площадь Калинина».
Открытие станции несколько раз переносили — в итоге ее открыли в 1992 году. К тому времени Советский Союз прекратил существование и от идеи присвоить новой станции фамилию «всесоюзного старосты» Михаила Калинина отказались. В итоге, станцию назвали в честь Заельцовского района города, где она расположена.
В этом году в Новосибирском метрополитене повысилась стоимость проезда — с 22 до 25 руб. Но по-прежнему тариф в новосибирской подземке является самым низким среди отечественных метрополитенов.
Рядом со студенческим городком в левобережной части Новосибирска расположена станция метро «Студенческая». Ее открыли в 1985 году. Основной пассажиропоток составляют учащиеся. В учебное время число пассажиров доходит до 23 тыс. человек в сутки. Летом, когда студентов нет, эта цифра падает до 15 тыс. человек.
Станция «Речной вокзал» расположена на крупном транспортном узле, связывающим центральные районы Новосибирска с Первомайским и Советским районами, в том числе с Академгородком. Среднесуточный пассажиропоток на станции составляет 22,6 тыс. человек.
Станция «Речной вокзал» — единственная из всех городских станций метро имеет платформы по бокам, а пути — между ними. Еще одной особенностью станции являются 10 витражных вставок с изображениями сибирских городов.
На Ленинской линии в рамках подготовки Новосибирска к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года строится станция «Спортивная».
Следующей станцией Ленинской линии является «Октябрьская». Ее открыли в 1985 году. Среднесуточный пассажиропоток станции составляет 13,4 тыс. человек. При оформлении станции использовались панно художника Александра Чернобровцева, изображающие штурм Зимнего дворца во время Октябрьской революции, а также изображения групп рабочих и крестьян.
Центральной станцией новосибирского метрополитена считается «Площадь Ленина», расположенная под одноименной станцией. Ее ввели в эксплуатацию в 1985 году. Четыре выхода со станции ведут к зданию мэрии Новосибирска, Краеведческому музею, НГАХА, а также зданию Облпотребсоюза. Рядом со станцией расположен Новосибирский оперный театр.
Особенностью станции является глубина ее заложения — между проезжей частью Красного проспекта на площади Ленина и самой верхней точкой станции всего 50 см. Ежедневно станцией пользуется 27,2 тыс. человек.
На Ленинской линии расположен метромост через Обь — самый длинный крытый метромост в мире.
Станцию «Гагаринскую» открыли в 1992 году. Создатели с самого начала хотели использовать в ее оформлении «космический стиль». Сегодня на станции стоят 17 пар колонн, покрытых стальными листами, символизирующими ракеты, направленные в космос. В 2011 году на станции появились изображения первого космонавта — Юрия Гагарина. Среднесуточный поток пассажиров составляет 11,6 тыс.
Станция «Красный проспект» расположена на пересечении Красного проспекта и ул. Гоголя. Станцию построили в 1985 году. Среднесуточный поток пассажиров через «Красный проспект» и «Сибирскую» составляет 20,9 тыс. человек. При строительстве станции использовался темно-красный мрамор, добытый на карьерах Иркутской области. Этот же гранит использовался при строительстве станций Московского и Харьковского метрополитенов.
«Красный проспект» соединен двумя подземными пешеходными переходами со станцией «Сибирская».
Дзержинская ветка
«Сибирская» считается самой глубокой станцией Новосибирского метрополитена — 15 м от поверхности земли. Станцию построили в 1987 году. Она оформлена мозаичными панно из алтайских камней, изображающими сцены из истории Сибири и пейзажи местной природы.
На площади Гарина-Михайловского, перед вокзалом «Новосибирск Главный», расположена одноименная станция. Ее строительство завершилось в 1987 году. Ежедневно станция принимает 10,1 тыс. пассажиров. Изначально планировалось назвать станцию «Вокзальной». Станция, как и площадь, носит имя инженера Николая Гарина-Михайловского, считающегося одним из отцов современного Новосибирска.
Новосибирский метрополитен совершенствует систему безопасности. Так, руководство метрополитена анонсировало внедрение системы видеонаблюдения с распознаванием лиц. Кроме того, станции оснащены рамками металлоискателей.
Станция «Маршала Покрышкина» названа в честь героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина. Ее открытие состоялось в 2000 году. Проект станции аналогичен проекту «Гагаринской». В одном из вестибюлей стоит бронзовый бюст маршала. Кроме того, в вестибюле расположен мозаичный витраж с изображением самолетов и схемой Солнечной системы, в которой указана малая планета с названием Покрышкин. Над платформой расположен макет самолета «Аэрокобра», на котором Покрышкин сражался во время Великой Отечественной войны. Каждый день станцией пользуются 8,7 тыс. человек.
Станция «Березовая роща» расположена вблизи с одноименным парком. Станцию открыли в 2005 году. Пассажиропоток составляет 11,5 тыс. человек.
«Золотая Нива» — самая молодая станция Новосибирского метрополитена. Станция считается самой восточной в России и СНГ.
Ее открыли в 2011 году. «Золотая Нива» — на данный момент последняя станция Дзержинской ветки. Пассажиропоток составляет 13,1 тыс. человек.
Источник
История создания метро новосибирска- От метро марьино до платформы перерва от
- Маршрутки от метро волжская до люблино
detector
- Экспозиция к юбилею филармонии и области — В октябре 2012 года в передвижном поезде-музее была открыта новая экспозиция, приуроченная к 75-летию региона и Новосибирской государственной филармонии. В вагоне, посвящённом филармонии, присутствовали большие фотографии Новосибирского академического симфонического оркестра: под управлением дирижёра Арнольда Каца (1990 года) и современные — с главным дирижёром Гинтарасом Ринкявичусом. В другом вагоне поезда (тема «Годы великих строек»), размещавшем до этого хронику 1920-х годов, было также произведено переоформление. Теперь в нём представили хронику следующего десятилетия: фото крайисполкома, стоквартирного дома, пассажиров первого трамвая в городе, купола будущего оперного театра и портреты тогдашнего городского руководства.
- Экспозиция Новосибирской ГТРК — В июле 2012 года в вагоне поезда-музея была открыта экспозиция, посвящённая 55-летнему юбилею Новосибирской ГТРК. В историческом вагоне присутствовали в том числе и фотографии первых работников телестудии.
- Экспозиция истории Академгородка — В конце 2011 года один из вагонов поезда-музея («Новосибирск, устремлённый в будущее») был переоформлен. Новой темой стала история Новосибирского Академгородка, начиная с его появления в 1957 году. Внутри вагона были размещены архивные фотографии, фотопортреты учёных и интересные факты из истории Академгородка.
- Экспозиция «Новониколаевск — Новосибирск» — 28 декабря 2010 года на Дзержинскую линию вышел четырёхвагонный поезд-музей. В каждом из вагонов описан определённый период из истории города: «Так начинался Новосибирск» (1893—1920), «Будни великих строек» (1920—1940), «Город, войною опалённый» (1941—1975), «Новосибирск, устремлённый в будущее» (1976 — настоящее время). Последний был приурочен к 25-летнему юбилею метрополитена.