Как создавали новую достопримечательность столичного метро — поезд «Москва-2020»

Все мои гости, кто приезжает в Москву впервые, удивляются красоте метро. Когда мы во время осмотра главных московских достопримечательностей спускаемся в подземку, поездка вдруг становится отдельным туристическим маршрутом. Мои спутники отделяются от потока пассажиров, чтобы все рассмотреть, а иногда и дотронуться руками до некоторых экспонатов.

Особенный восторг всегда вызывают фрески на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Не меньшее восхищение от станции «Комсомольская» на Кольцевой, которая по сути роскошный образец сталинского ампира. Здесь туристы из регионов и иностранцы впечатляются размахом и монументальностью. Отдельная история с «Площадью Революции». Кто же не хочет поближе рассмотреть статуи внутри метро и погладить знаменитый собачий нос. Я, правда, прошу гостей его не трогать, обращая внимание, что нос у собаки от частых поглаживаний уже значительно истерся и выглядит неестественно узким и коротким.

Можно долго перечислять достопримечательности московского метро и рассказывать их истории. Но речь о другом. С недавнего времени замечаю, что гости стали впечатляться не только красотой, но и комфортом метро. В первую очередь комфортом поездов и новым дизайном.

Для москвичей ежедневный спуск под землю — рутина, а каждая поездка, пусть даже в самом, как мы знаем, красивом метро в мире — обычнейший способ добраться из дома на работу и с работы домой. В этой обыденности легко пропустить что-то новое, что появляется в последнее время в московском метро. Однако новые поезда не заметить сложно. Запуск в метро в 2017 году новых поездов со сквозным проходом между вагонами стал даже небольшой революцией для пассажиров подземки. Это был поезд из вагонов моделей 81-765/766/767 «Москва», который начал работу на Таганско-Краснопресненской ветке. У него были и другие отличия от прежних поездов, много нового в начинке и технических характеристиках, в том числе снижение уровня шума в вагоне, но запомнился именно сквозной проход, который остался во всех следующих сериях поездов для метро. Как раз тогда о том, что поездки в подземке стали гораздо комфортнее, заговорили все: и москвичи, и гости столицы.

В 2020 году на рельсы столичного метрополитена вышел новый поезд из вагонов моделей 81-775/776/777 — «Москва-2020». Его запустили на Кольцевой линии, а потом и на Калужско-Рижской. Именно он приводит в восторг гостей, туристов, приезжающих в столицу впервые или после большого перерыва. И не только гостей. Моя знакомая журналистка-москвичка, никуда не спешащая и всегда располагающая запасом времени, если уж спускается в метро, не садится в поезда старого образца. Ждет новый. По ее словам, у нее есть даже личная примета — если сразу пришел новый поезд, день сложится удачно. Не знаю, как насчет удачного дня, но как минимум она с комфортом доезжает до нужной станции. Новый поезд «Москва-2020» действительно гораздо удобнее предшественников по всем параметрам.

Про дизайн

— Мы не просто выслушиваем пожелания потребителя в сухом смысле, мы стараемся его понять, — рассказывает шеф-дизайнер АО «Трансмашхолдинг» Евгений Маслов. — Приведу пример. Пассажиров спрашивают: «Вам нужны большие окна или маленькие?» Пассажиры начнут думать и проголосуют, например, за большие просто потому, что им задали такой вопрос. С другой стороны, если дизайнеры нарисуют эскиз и скажут: «Вы хотели бы, чтобы вокруг вас было открытое пространство?», пассажиры скажут: «Конечно». Потом дизайнеры скажут: «А вы хотели бы видеть, когда выезжаете на улицу, небо?» Все опять согласятся. Или: «Вы хотели бы, чтобы, например, вокруг как будто нет стен, а вы как в мультфильме Миядзаки плывете по перрону?» Все скажут: «Конечно». Дизайнеры понимают эмоции и начинают рисовать не просто большие окна, а окна, которые заходят на крышу, или окна, которые показывают искусственный мир. Мы не спрашиваем пассажиров, что им надо, а через определенную методику понимаем их желания.

Это очень плотная и тонкая работа — взаимодействие с пассажирами, с людьми, которые управляют поездами, которые обслуживают поезда, которые обслуживают территории вокруг поездов. Нам нужно знать всех. Когда мы говорим о поездах, почему-то зацикливаемся на пассажирах. На самом деле, это целый мир — мир машинистов, мир людей, которые ремонтируют, обслуживают, проверяют.

Над поездом «Москва-2020» трудилось несколько команд, в том числе интернациональная. Принимали участие наши итальянские коллеги. По итогу могу сказать, что мне в нем нравится, и, несомненно, что мы собираемся продолжать в следующих поездах, — это воздушность состава. Вот этот эффект, что, когда ты заходишь внутрь вагона, возникает ощущение длинного театрального ряда. Ты видишь весь состав, видишь, как графика поручней не преграждает путь, не делит его на сегменты, а скорее помогает этому продолжению. Форма кресел так же построена интересно — она очень легкая. Часть, которая прилегает к стенке, и часть, которая нависает. Они специально разделены, чтобы возникло ощущение длинного-длинного пространства. Очень много света. Хотелось разрушить прежнее ощущение замкнутой коробочки состава, которое было еще более сильным на контрасте с вестибюлем московского метро — светлого, просторного, где много текстур разных материалов: фрески, панно, металл, мрамор. А в вагон зашел, там все такое маленькое: тесный коридорчик, все впритык.

Мы хотели разрушить образ, что поезд — это коробочка, которая едет. Сделать поезд изнутри таким же светлым, насыщенным текстурами, деталями и красивыми цветами пространством. Думаю, у нас получилось.

Что изменили

Начнем со входа в вагон, с проема дверей. Он стал шире. В новом поезде, который стал курсировать в подземке с октября 2020 года, по сравнению с «Москвой» на 15% расширены дверные проемы — 160 сантиметров. Теперь, даже если у дверей вагона перед прибытием на станцию толпится много людей, в этот широкий проем они выйдут свободнее и быстрее. Точно так же пассажиры, ожидающие поезд на платформе, смогут без проблем зайти в него. И потом свободнее пройти дальше, межвагонные переходы такие же по ширине, как и двери. Если, конечно, это не самые часы пик, когда пассажиров так много, что свободное передвижение в любом поезде будет затруднительным.

В «Москве» в самом узком месте ширина едва превышала один метр. В новом поезде — 1,6 метра по всей высоте, то есть на 57% больше. За пределами часов пик этого достаточно, чтобы свободно разошлись два пассажира, идущие навстречу друг другу, а весь состав от первого до последнего вагона воспринимался как единое пространство без узких мест.

— Поезд метро — это очень сложное техническое устройство, в котором надо совместить трудносовместимые вещи. Например, нам необходимо сделать двери шире и изготовить их из стекла, что увеличивает вес. Одновременно с этим надо увеличить скорость открытия дверей, сохранить прочность кузова. А значит, нужно сделать двери, наоборот, более узкими и легкими, то есть убрать стекло, — говорит заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» по развитию пассажирского транспорта, гендиректор АО «Метровагонмаш» Андрей Васильев. — Как найти компромисс? Или другой пример: подвеска должна быть достаточно мягкой, чтобы ехать комфортно, но достаточно жесткой, чтобы сохранить устойчивость.

Поезд «Москва-2020», как вы знаете, представляет единое пассажирское пространство. Он достаточно быстро движется в узком тоннеле. Расстояние между вагоном и тоннелем довольно широкое, но при движении поезда, который в тоннеле становится как поршень, этого расстояния недостаточно для свободного перемещения воздуха. Когда вы стоите на платформе, то заранее чувствуете приближение поезда по ветерку из тоннеля. Это состав гонит воздух перед собой. Поэтому впереди поезда давление выше, а сзади — ниже. При этом внутри поезда при разгоне воздух начинает стремиться от головного вагона к хвостовому. Если ничего не сделать, то в вагонах будет очень неприятный ветер. Учитывая, что поезд защищен от шума, двери плотно закрыты, в задних вагонах начинает копиться избыточное давление, что накладывается на эффект разряженной среды снаружи, и воздух находит себе любые пути наружу. Начинает продувать с неприятным звуком обратно в кондиционер, отжимать задние двери, с какой бы силой вы их ни прижимали. Мы экспериментировали: пробовали делать в хвостовом вагоне усиленные кондиционеры, чтобы продуть это давление, пытались усиливать двери. В результате нашли техническое решение. По всему поезду, в каждом вагоне установили специальную систему сброса избыточного давления воздуха, интенсивность работы которой зависит от ускорения и количества пассажиров в поезде. Это позволило незаметно для пассажиров выровнять давление и автоматически регулировать его во всем составе. Как можете убедиться, прокатившись на нашем поезде, все решено достаточно успешно, никакого ветра внутри поезда нет.

Еще недавно надо было просить рядом стоящих пассажиров подвинуться или поменяться местами, чтобы проложить себе путь к дверям. Причем приходилось сильно напрячь голосовые связки и перекричать шум движущегося состава. В «Москве-2020» не надо просить — места больше, и не надо кричать — шума меньше. Этот поезд тише своих предшественников. Внутри вагона теперь можно разговаривать со спутником не только на остановках, но и во время движения поезда.

Что внутри

Из того, что делает поездку в метро удобнее и комфортнее физически, стоит упомянуть новую систему обеззараживания воздуха и контроль температуры. Воздух в салон поступает уже очищенным. В каждом вагоне две установки обеззараживания воздуха, то есть в каждом кондиционере. Одна такая установка может обеззараживать до 3300 м3/ч. Это чувствуется не так явно и сразу, как более широкие проемы и сниженный уровень шума, но имеет огромное значение для пассажиров метро.

Отдельный разговор о том, что делает поездку в метро не просто перемещением от одной станции до другой, но возможностью успеть сделать какие-то дела: зарядить телефон, ответить на срочный мейл, сделать важный звонок и, конечно, почитать. Ведь в среднем большинство москвичей проводят в общественном транспорте от получаса и больше, добираясь на работу и возвращаясь с нее домой. Хочется проводить это время не только с комфортом, но и с пользой. Поэтому в новых поездах «Москва-2020» в пять раз больше USB-зарядок. Если вам далеко ехать, телефон или планшет можно зарядить прямо между сиденьями, зарядки размещены блоками по два порта. В восьмивагонном составе доступно 368 разъемов. Даже при максимальной загрузке состава воспользоваться зарядкой сможет каждый четвертый пассажир, а в более свободное время зарядок хватит на всех. Можно спокойно читать с телефона, смотреть видео, переписываться, говорить по нему и не переживать, что аккумулятор разрядится.

Читайте также:  Киевский вокзал станция метро ленинградский вокзал

Не пропустить нужную станцию, если вдруг увлеклись происходящим в телефоне, помогут наддверные табло. Их диагональ больше по сравнению с поездом предыдущей модификации. Консольные мониторы под потолком также дублируют маршрут поезда.

Навигация

Понятно, что москвичи в большинстве своем ездят по одним и тем же давно выученным маршрутам. Вплоть до того, из какой двери какого вагона лучше выходить, чтобы не тратить время на дорогу до эскалатора на выход в город или до лестницы перехода на другую ветку метро. Они как раз отмечают выросший уровень комфорта поездок в метро.

Приезжим, которые прибывают в столицу ежедневно по делам, отдохнуть или просто проездом, разобраться с маршрутами сложнее. Им в первую очередь важнее удобство навигации. В салоне установлены интерактивные карты для построения маршрута. Сенсорные экраны увеличены почти в полтора раза. Диагональ выросла с 19 до 27 дюймов, а сенсор стал отзывчивее. Не надо много раз нажимать на нужные точки маршрута. Для иностранных граждан отдельная опция — интерактивная карта поддерживает еще восемь языков кроме русского: английский, немецкий, французский, испанский, китайский, таджикский, казахский и узбекский. Возле каждой интерактивной карты по четыре USB-порта для зарядки гаджетов.

Еще одно новое решение для дополнительного удобства в навигации — светодиодная подсветка под сиденьями и над окнами. Ее цвет зависит от цвета линии, по которой следует поезд. Наверно, каждый попадал в ситуацию, когда времени в обрез, у тебя маршрут с пересадками, бежишь по переходам, эскалаторам, заскакиваешь в уходящий поезд и, уже проехав станцию, понимаешь, что перешел не на ту ветку. Теперь перед тем, как заскочить в вагон, можно по подсветке понять, на какой ты линии, и не совершить ошибку, уехав не в ту сторону.

Что снаружи

По мнению шеф-дизайнера АО «Трансмашхолдинг» Евгения Маслова то, как выглядят современные поезда снаружи, тоже очень важно:

— Это экстерьер, зона входа. Людям не важны цифры. Им не важно, так ли светит фара, сколько сантиметров от одного края двери до другого. Им важны ощущения. Если они, заходя в метро, понимают, что не помнят, как они зашли и сели, при этом все удобно и комфортно — все, сбылась мечта дизайнера. Или, когда поезд подходит к платформе, люди вдруг понимают, что это действительно будущее пришло к ним. Им не важен стиль. Они видят что-то очень необычное, современное, может, даже футуристичное.

Пассажиры московского метро сами выбирали экстерьер поезда «Москва-2020». В ходе голосования, состоявшегося в 2019 году, им предложили на выбор несколько вариантов дизайна маски нового состава. В итоге они предпочли дизайн округлой формы с удлиненными вертикальными фарами. Этот вариант был разработан совместно с одним из лидеров промышленного дизайна — компанией ItalDesign, которая в том числе разрабатывает дизайн для таких гигантов, как Audi, Airbus, Nissan, Maclaren, Lamborghini.

Источник



Инновации на рельсах метро

Выход на линии столичного метрополитена поездов «Москва» стал новым этапом масштабной модернизации, призванной усовершенствовать работу и внешний облик одного из наиболее популярных видов общественного транспорта. Какие подходы и технологии применили создатели составов для того, чтобы решить поставленные Мосметро и пассажирами задачи, и какие новые вагоны могут быть в подземке в ближайшем будущем — в материале «Ленты.ру».

В центре вселенной — пассажир

Успехи масштабной программы обновления городского транспорта, которая реализуется в столице в последние годы, наиболее ярко демонстрирует работа Московского метрополитена по замене подвижного состава. К настоящему времени он обновлен уже более чем на 57 процентов — на линии метро с 2010 года выведено более 2500 новых вагонов, значительная часть которых — инновационные вагоны «Москва» с современным дизайном, продуманной эргономикой и усовершенствованными эксплуатационными характеристиками.

Только за последние три года производитель составов «Трансмашхолдинг» поставил Мосметро более тысячи вагонов «Москва», среди которых и составы модификации 2019 года. Поезд, который стал визитной карточкой московского метро, можно увидеть на Таганско-Краснопресненской, Филевской, Калужско-Рижской, Солнцевской, Большой Кольцевой, Сокольнической и Некрасовской линиях.

Сегодня сквозной проход через весь состав, USB-разъемы для зарядки гаджетов, доступ к Wi-Fi, информационные экраны, мягкие индивидуальные сиденья, широкие двери с подсветкой и многоуровневые поручни обеспечивают уже привычный уровень комфорта в поездке. А когда работа над поездами нового поколения только начиналась, все эти условия казались настоящим вызовом. Создание такого поезда означало переход столичной подземки в новую эпоху, к чему стремились как пассажиры, так и руководство метрополитена, у которого к перспективному подвижному составу были отдельные требования — в части эффективности эксплуатации и сервисного обслуживания.

Объединить в своей разработке решение всех этих задач специалисты «Трансмашхолдинга» смогли благодаря выработанному в компании подходу: при создании любого вида подвижного состава во главу угла ставить не только технические требования и стандарты, но и, главным образом, пожелания пассажиров.

«Цель всех инноваций, всех технологических решений — сделать жизнь каждого человека комфортнее, и поэтому мы как технологическая компания ориентируемся на пассажира, — говорит заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» по развитию городского транспорта Андрей Васильев. — Так, при работе над каждым подвижным составом мы учитываем не только требования заказчика, но и потребности людей, которые будут этим транспортом пользоваться. Многие инновации и интересные решения, которые есть в наших поездах, были подсказаны именно пассажирами».

В ходе создания поезда «Москва» и его модификаций заказчик — Московский метрополитен — опирается именно на запросы современных активных горожан к комфорту, безопасности и эстетике подвижного состава.

Например, в 2019 году метрополитен предложил пассажирам проголосовать за дизайн нового поезда. По итогам голосования, которое длилось 10 дней и в котором приняли участие более 24 тысяч человек, победителем стала маска округлой формы с удлиненными вертикальными фарами. В 2020 году этот еще более комфортный для пассажиров состав должен появиться на линиях подземки.

Больше места, больше комфорта

Уже на этапе создания первых модификаций поездов «Москва» одним из главных требований столичного метрополитена к новому подвижному составу стала вместительность — пассажиропоток в метро растет ежегодно (например, за 2019 год он вырос на 60 миллионов по сравнению с 2018 годом и составил 2,56 миллиарда человек). С учетом этого фактора крайне важно было сконструировать вагон таким образом, чтобы в него помещалось больше людей.

Решить вопрос помогло сквозное исполнение состава — благодаря этому у пассажиров есть возможность пройти в начало или конец поезда, в любой вагон, где в данный период времени больше места. В результате вместимость поезда увеличивается на 15 процентов при одинаковом уровне комфортабельности поездки. Этому же способствует и увеличенное межвагонное пространство: появилось больше места для размещения пассажиров — а значит, поезд способен перевезти больше людей, в частности, более 1,5 тысячи человек.

При этом производители предусмотрели индивидуальное деление сидений, а для тех, кто едет стоя, — специальные прислонные накладки и множество поручней, в том числе с приятным на ощупь «теплым» покрытием.

Хорошо приспособлен поезд «Москва» и для людей с ограниченными возможностями. Так, в составах созданы специальные места с удлиненным горизонтальным поручнем для размещения инвалидных кресел, ремнями для их фиксации, поддерживающей опорой для спины.

Важной задачей для метро, а значит, и для производителей поездов стало ускорение пассажирооборота — то есть нужно было добиться того, чтобы большее количество людей могло ехать в поезде в определенный период времени. Для этого создатели «Москвы» предусмотрели в вагонах расширенный дверной проем. Это решение позволило увеличить скорость выхода пассажиров из вагона и входа в него — и, как следствие, время стоянки поезда на станции сократилось. Дополнительный комфорт во время высадки и посадки обеспечивает специальная зональная подсветка — специальные световые сигналы оповещают об открытии и закрытии дверей.

Кроме того, во многом именно благодаря дверям в салоне «Москвы» тихо — механизм дверей — прислонно-сдвижной, то есть двери отжимаются и расходятся в стороны при открытии, а при закрытии герметично соединяются с корпусом вагона. Вместе с тем немаловажную роль в решении задачи по повышению уровня звукоизоляции играют современные стеклопакеты, а также установленная система кондиционеров — составы закрыты от проникновения громких звуков извне, а внутри создается комфортный температурный режим.

Более того, системы микроклимата, помимо кондиционеров, включают в себя и специальные системы обеззараживания воздуха, которые работают на базе ультрафиолетовых ламп. Благодаря им, как подтвердили тесты Роспотребнадзора, инактивируется до 99 процентов микробов и вирусов, и пассажиры в салонах поездов «Москва» дышат очищенным воздухом. В каждом вагоне предусмотрены две установки обеззараживания воздуха и каждая обеззараживает до 3300 м3/час. Особенно актуальной эта технология оказалась сегодня — в условиях распространения коронавирусной инфекции: в дополнение к тому, что подвижной состав метро неоднократно дезинфицируют с помощью рекомендованных Роспотребнадзором средств перед выходом на линию, установки обеззараживания воздуха в салонах поезда «Москва» (как и в поездах «Ока», которые также выпускает «Трансмашхолдинг») работают и во время работы составов на маршрутах, и во время их стоянок в депо.

Вместе с тем, несмотря на то, что пассажиропоток в метро, как и во всем транспорте столицы, сегодня снизился из-за введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса в стране (по данным Департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, в апреле в метро людей стало меньше, в среднем, на 80 процентов, почти на столько же уменьшилось число пассажиров в автобусах, троллейбусах и трамваях, в электричках на 66 процентов, в такси — примерно на 50 процентов), пассажиров подземки, которые не могут отказаться от поездок, например, из-за невозможности перейти на удаленную работу, просят соблюдать дистанцию. При этом наличие сквозных проходов в поездах «Москва» позволяет пассажирам пройти в любой вагон и равномерно распределиться по составу.

Цифровизация в приоритете

Поезд «Москва» во многом дал начало цифровой эре московского транспорта и открыл для пассажиров возможность не просто перемещаться из одной точки в другую, а находиться в современном высокотехнологичном пространстве, которое ориентировано на удовлетворение актуальных потребностей горожан.

Так, в век цифровых технологий и регулярного использования мобильных устройств крайне важно всегда быть на связи. Для решения этой задачи инженеры «Трансмашхолдинга» предусмотрели в каждом вагоне «Москвы» USB-разъемы для подзарядки гаджетов, обеспечили доступ к беспроводным сетям Wi-Fi. В результате каждый пассажир сам выбирает, как провести время в пути: почитать книгу, послушать музыку, ответить на электронную почту. Пассажир также может посмотреть видеотрансляцию на консольных мониторах с цветным ЖК-дисплеем.

Читайте также:  Стадион открытие арена как добраться от метро

А для того, чтобы построить маршрут поездки, теперь на нужно стоять у схемы метрополитена и прикидывать, сколько времени пройдет в пути: сенсорные информационные мониторы позволяют на интерактивной карте метро найти нужную станцию, проложить маршрут и рассчитать время. Информация в широкой цветовой гамме отображается на нескольких языках одновременно. Кроме того, эти карты экономично потребляют электроэнергию и имеют долгий срок эксплуатации. При этом сенсорным монитором удобно пользоваться и в перчатках, что особенно актуально в ситуации распространения коронавируса, когда пассажиры метро в целях безопасности должны ездить в них.

Над дверными проемами поезда установлены табло с цветным широким ЖК-дисплеем, что позволяет обеспечить отличную видимость информации на любом расстоянии. При этом выводиться на дисплей может не только текстовая, но и графическая информация высокой четкости, скорость восприятия которой намного выше.

Ставка на цифровизацию открыла новые возможности и для управления составами: производители внедрили передовые разработки в части контроля за целым рядом соответствующих параметров. В частности, различные программы ассистируют машинисту: системы контролируют состояние его здоровья и частоту реакции на органы управления, а в том случае, если поведение машиниста говорит об ухудшении его самочувствия, эти сведения сразу же поступают в диспетчерский центр, где принимают решение о необходимости замены машиниста или даже останавливают поезд в тоннеле. Кроме того, доступ машиниста к управлению поездом осуществляется при помощи индивидуальной электронной смарт-карты, что существенно повышает безопасность поездок и обеспечивает контроль за качеством работы.

Уровень безопасности поездок в вагонах «Москва» также повышает работа современной системы видеонаблюдения. За счет увеличения количества установленных камер удалось расширить охват площади съемки на 30 процентов. В случае подачи сигнала пассажиром машинисту с помощью панелей связи фиксируется не только лицо вызывающего человека, но и обстановка вокруг него, что помогает сотрудникам метро оперативно решать возникшие вопросы. При этом любое нарушение общественного порядка фиксируется в базе данных.

Автоматизированный сбор данных о работе всех систем поезда также способствует повышению эффективности его работы. Информация собирается, хранится и обрабатывается в специальных блоках, подключение к которым осуществляется с помощью специального программного обеспечения, установленного на ноутбуке. Специалисты депо теперь имеют возможность в кратчайшие сроки выявлять неисправности и устранять их, за счет чего уменьшается время технического обслуживания и увеличивается коэффициент готовности вагонов к выходу на маршрут.

Универсальная «Москва»

Впервые поезда «Москва» появились в столичной подземке в апреле 2017 года на Таганско-Краснопресненской линии, а в 2018 году была создана модификация поезда для эксплуатации на Филевской линии, состоящей преимущественно из открытых участков. Таким образом «Трансмашхолдинг» решил еще одну задачу Мосметро — создал модель поезда, предназначенную для длительного нахождения на поверхности.

Как известно, для вагонов метро «подземных» модификаций срок, в течение которого они могут находиться над землей, ограничен примерно 40 минутами, но инженеры «Трансмашхолдинга» спроектировали поезда «Москва» без ограничений пребывания на поверхности. Выполнили при этом и специальное требование, которое предъявляется к поездам такого типа, — максимально снизить температурный обмен салона с внешней средой.

Для решения этого вопроса в вагонах «Москва» установлен более совершенный климат-контроль, утеплена кабина машиниста, а в двери интегрированы кнопки открытия и закрытия, которые в случае необходимости нажимает пассажир. Это сделано для того, чтобы лишний раз не открывать двери и не обмениваться воздухом (кондиционированным летом либо нагретым зимой) с внешним пространством.

Еще одно требование к составам — экономичная эксплуатация и энергоэффективность. Добиться этого во многом позволило использование современных технологических решений. Так, асинхронные тяговые приводы нового поколения, которые приводят в движение составы, позволили снизить расходы метрополитена на их эксплуатацию на 40 процентов, экономию электроэнергии повысить на 35 процентов, а также обеспечили поездам более плавные разгон и торможение.

Вместе с тем в конструкции вагонов применили технологию пневматического подвешивания, которое регулирует высоту уровня пола в зависимости от загруженности пассажирами. Если пассажиров много, давление повышается, и это позволяет удерживать пол в одинаковом положении. Кроме того, в дальнейшем эта технология позволит внедрить систему взвешивания пассажиров, а людям — отслеживать загруженность метро непосредственно в мобильном приложении на своем телефоне и выбирать удобное для себя время поездки или место посадки в вагон.

Сократить энергозатраты помогли также светодиодные светильники с настраиваемой цветовой температурой: утром свет холодный и способствует пробуждению пассажиров, а вечером имеет теплый желтоватый оттенок, цель которого — расслабить пассажиров и настроить на отдых. Благодаря использованию светодиодов энергосбережение увеличилось на 50 процентов.

Эксперты «Трансмашхолдинга» выполнили задачу и по повышению срока эксплуатации инфраструктуры метрополитена: кузов вагона изготовлен из нержавеющей стали, что сделало состав легче и прочнее, в результате чего уменьшилось давление на рельсы и, соответственно, их износ.

Едем дальше

Сегодня составы аналогичные вагонам «Москва» работают не только в московском метрополитене, но и в метро столицы Татарстана Казани, столицы Узбекистана Ташкента и столицы Азербайджана Баку. Для каждого из этих метрополитенов вагоны адаптировали в соответствии с индивидуальными особенностями движения и инфраструктуры. Производитель занимается и сервисным обслуживанием этих составов, если они поставляются по контрактам жизненного цикла, то есть обеспечивает сервис вагонов в течение всего срока их эксплуатации — 30 лет.

При этом конструкторы «Трансмашхолдинга» продолжают работу над созданием и интеграцией новых технологических решений в составы будущего. В частности, сегодня идут разработки поездов с полностью автоматизированным беспилотным управлением.

«С технической точки зрения мы, производители подвижного состава, готовы к переходу на беспилотное движение поездов в метро. В наших поездах уже сегодня есть необходимые элементы этих технологий. Более того, я уверен, что именно метро — самый подходящих полигон для внедрения беспилотников», — комментирует заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию городского транспорта Андрей Васильев.

По его словам, для полноценного функционирования метропоездов без машинистов необходимо провести большую подготовительную работу совместно с заинтересованными организациями и органами власти. «Необходимо оценивать транспорт как единую систему. В ней должны быть задействованы как подвижной состав, так и большое количество оборудования, необходимого для автоматического ведения поездов в тоннелях и на станциях», — пояснил Андрей Васильев, подчеркнув, что компания уже ведет работу в этом направлении с Мосметро и департаментом транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

В приоритете также дальнейшая цифровизация подвижного состава, в частности — работа с информационными поверхностями, например, экранами, встроенными в окна. «Такие существуют и сейчас, но достаточно дорого стоят. Это позволит, среди прочего, имитировать за окном движение по городу в тех местах, под которыми сейчас едет вагон, — рассказывает Андрей Васильев. — Учитывая, что это не настоящий город, а графическое изображение, туда можно интегрировать дополнительную информацию — например, о погоде».

В перспективе производитель также будет интегрировать в поезда различные сервисы для того, чтобы отвечать определенным требованиям пассажиров в конкретное время. «Сейчас, например, мы считаем своим долгом интегрировать большое количество розеток для зарядки гаджетов, — говорит Андрей Васильев. — Как через пять-десять лет будут заряжаться гаджеты, какие у нас будут устройства и будут ли они вообще требовать зарядки — сказать сложно. Это связано с развитием смежных технологий». В любом случае, говорит представитель «Трансмашхолдинга», компания будет следить за этим и стараться удовлетворять нужды пассажиров, создавая составы, соответствующие духу времени.

Компания выпускает поезда «Москва» на производственных мощностях подмосковного завода «Метровагонмаш». Предприятие продолжает функционировать в условиях пандемии коронавируса: основные производственные цеха завода частично возобновили свою работу 9 апреля после полуторанедельного карантина. При этом на «Метровагонмаше» предприняты все необходимые меры для того, чтобы не допустить распространение вируса: производственные и офисные помещения дезинфицируются с помощью средств, рекомендованных Роспотребнадзором, работники соблюдают безопасную дистанцию, носят маски, обрабатывают руки антисептическими средствами, на рабочих местах получают защитные перчатки и ежедневно проходят медицинский осмотр. За исполнением противоэпидемических мероприятий следит созданный на заводе оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Источник

LCD-дисплеи и USB-зарядки: в Москве представили новые поезда метро

LCD-дисплеи и USB-зарядки: в Москве представили новые поезда метро

В электродепо «Митино» прошла презентация поезда нового поколения «Москва-2020».

В ближайшие годы Московский метрополитен закупит еще более 1300 вагонов нового поколения «Москва-2020». Благодаря этому к 2023 году средний возраст вагонов снизится с 15 до 10 лет, а число современных поездов превысит 80 процентов. У Москвы будет самый молодой парк вагонов метро в сравнении с метрополитенами Европы и Америки.

Сергей Собянин поблагодарил за работу работников транспортного комплекса, а также поздравил их с Днем города. Мэр Москвы также отметил, что меняется не только поздемка, но и весь столичный транспорт. По улицам города курсируют современные трамваи «Витязи» и электробусы. Меняется подвижной состав и на железной дороге.

«“Иволги”, пришедшие на смену старым пригородным поездам, сделали комфортными поездки между Москвой и Подмосковьем», — добавил Мэр Москвы.

Особенности поездов «Москва-2020»

Поезда «Москва-2020» будут курсировать на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях метро.

Среди отличительных особенностей таких поездов:

— ширина дверей составит 160 сантиметров вместо 140 сантиметров (больше на 15 процентов);

— просторный межвагонный переход шириной 160 сантиметров вместо 102 сантиметров (больше на 57 процентов);

— новейшая система информирования пассажиров, включающая увеличенные ЖК-дисплеи со схемой линии метро над дверьми, новые информационные дисплеи в консолях под потолком, система ЖК-мониторов на стенах, увеличенные тач-экраны для построения маршрутов;

— боковые маршрутные табло снаружи поезда;

— разъемов USB для зарядки гаджетов будет больше в пять раз — 368 единиц вместо 72 на восьмивагонный состав (розетки находятся в каждом сиденье);

— на 15 процентов будет ниже уровень шума по сравнению с более ранними моделями поездов.

По итогам конкурса производить поезда будут в Подмосковье.

Функционал и дизайн новых вагонов

Внешне поезда «Москва-2020» будут отличаться от своего предшественника — «Москвы».

Дизайн маски нового состава выбрали сами горожане во время голосований, состоявшихся в выставочном павильоне Московских центральных диаметров (МЦД) на Киевском вокзале и социальных сетях. Вариант, набравший больше всего голосов, разработан совместно со всемирно известной компанией в сфере промдизайна.

Впервые в истории московского метро название конечной станции следования состава будет отображаться снаружи на бортах вагонов. Это позволит пассажирам избежать довольно часто встречающейся ситуации, когда они садятся не в ту сторону.

Читайте также:  Измайлово вега какая станция метро

Дверные проемы в вагонах станут на 15 процентов шире, увеличившись с 1,4 до 1,6 метра. Это решение весьма актуально для московского метро с его большой загруженностью и минимальными интервалами движения в часы пик.

Станет больше и площадь остекления дверей. Снаружи она составит 100 процентов, а а если смотреть из салона — 82 процента. В «Москве-2019» этот показатель составлял 47 процентов. Увеличившаяся площадь остекления дверей даст ощущение максимально открытого пространства.

Изменится и конструкция дверей: вместо прислонно-сдвижных в новых вагонах установят сдвижные двери. Конструкция дверного привода также станет надежнее. В створках установят яркие светодиодные полосы, которые будут сигнализировать пассажирам об открытии и закрытии дверей. Двери оборудуют системой противозажатия.

Поезд «Москва-2020» оснастят обновленной системой видеонаблюдения. В каждом вагоне будет по восемь камер, а также оборудование для связи с единым диспетчерским центром (ЕДЦ). Туда будет сразу передаваться видео- и аудиоинформация, что ускорит время реагирования сотрудников метрополитена в любой нестандартной ситуации.

Пассажирский салон: эргономичность, комфорт и безопасность

Как и все закупаемые в последние годы вагоны Московского метрополитена, поезда «Москва-2020» оборудованы системой автоматического обеззараживания воздуха.

В каждом вагоне имеются две такие установки, встроенные в систему поддержания климата. Это компактные высокотехнологичные устройства, использующие амальгамные бактерицидные ультрафиолетовые лампы, аналогичные тем, которые установлены в специализированных медицинских учреждениях.

Для информирования пассажиров впервые в Московском метрополитене будут использованы консольные LCD-дисплеи под потолком диагональю 20 дюймов. Текст хорошо читается из любой точки салона за счет высокой четкости изображения и широкого угла обзора.

Ориентироваться в пути во время поездки помогут наддверные табло диагональю 56 дюймов — на 17 процентов больше по сравнению с теми, что были в поезде «Москва». Новым техническим решением по улучшению навигации станет светодиодная подсветка салона (под сиденьями и над окнами) в цвет линии, по которой следует поезд.

Еще удобнее станут интерактивные тач-дисплеи с картами для построения маршрута. Сенсорные экраны увеличены в 1,4 раза (вместо диагонали 19 дюймов теперь 27 дюймов). Помимо русского, карты поддерживают восемь языков: английский, французский, немецкий, испанский, китайский, казахский, таджикский и узбекский.

Но самым заметным изменением для пассажиров станет увеличение количества USB-портов для зарядки гаджетов. Их станет больше в пять раз — 368 единиц вместо 72 на восьмивагонный состав.

Впервые USB-зарядки будут размещены между сиденьями (блоками по два порта). В результате даже при максимальной загрузке состава подзарядить телефон или планшет сможет каждый четвертый пассажир.

Изменятся и цветовые решения салона. На смену голубым оттенкам придет мягкий цвет «розовое золото», выбранный экспертами из числа пассажиров и дизайнеров. Данный цвет используют для окраски теплых эргономичных поручней и обивки сидений. Кстати, если в предыдущей «Москве» поручни были покрыты теплым материалом частично, то в поезде нового формата — уже полностью. Обивка сидений, украшенная узором из логотипов московского метро, устойчива к истираниям и загрязнениям, легко поддается очистке.

Комфортно в салоне будет и стоящим пассажирам. Напольное покрытие имеет защиту от скольжения. Продуманная система поручней не занимает много места, при этом дотянуться до ближайшего из них можно из любой точки салона. Впервые сидячие места возле дверей будут отделены от стоячих стеклянными экранами.

В «Москве-2020» будут расширены межвагонные переходы — до 1,6 метра, что на 57 процентов больше, чем в «Москве». Вне часов пик этого достаточно, чтобы пассажиры смогли свободно разместиться там, а весь состав от первого до последнего вагона воспринимался как единое пространство без узких мест.

Кабина машиниста

Войти в кабину машинист сможет по индивидуальной карте доступа, которая также используется для запуска комплексной системы управления и обеспечения безопасности движения. Такая система не только удобнее, но и безопаснее для машиниста. Пульт машиниста в поезде нового поколения имеет улучшенные эргономические характеристики, а кнопок стало почти вдвое меньше — появились широкоформатные сенсорные мониторы.

В кабине установлено удобное кресло с возможностью регулировки сиденья и подлокотников по высоте, можно изменять положение спинки. Кроме того, предусмотрены система регулировки поясничной опоры и три режима жесткости системы амортизации. Сиденье — с подогревом, как и лобовое стекло и подножка.

Кабина оснащена средствами контроля бдительности машиниста — педалью и кнопкой бдительности. Имеются системы интеллектуальной поддержки с визуальным и звуковым информированием о неисправностях и работе всех систем подвижного состава. В случае неисправности поезд сам подскажет машинисту наилучший выход из ситуации. Кроме того, кабина адаптирована к системе «Антисон», которая контролирует состояние машиниста во время движения поезда.

В кабине машиниста установлены четыре камеры видеонаблюдения: одна контролирует обстановку в кабине, вторая направлена на путь, третья следит за работой машиниста, четвертая — за зоной сцепки.

Источник

«Метровагонмаш» — как производят самые современные поезда метро. Фоторепортаж

© img.geliophoto.com

В октябре 2020 года в Московском метрополитене впервые начал курсировать поезд нового поколения «Москва 2020». Его производством занимается вагоностроительный завод «Метровагонмаш», входящий в компанию «Трансмашхолдинг». На сборке современных вагонов для столичной подземки задействовано 1500 специалистов разного профиля. Изготовление одного вагона занимает семь рабочих дней, а 8-вагонный состав собирается за 56 рабочих дней.

По техническим характеристикам, дизайну, комфорту для пассажиров и машиниста эти вагоны полностью соответствуют продукции мировых производителей, а по некоторым параметрам даже превосходят их. Производитель называет поезд «Москва 2020» самым современным в мире, и есть все основания утверждать именно так.

1. По сравнению с поездами предыдущей серии «Москва 2020» имеет целый ряд улучшений: на 15% расширены входные двери, с 72 до 368 больше количество USB-разъемов, в 1,4 раза увеличен размер справочно-навигационных мониторов.

" " © img.geliophoto.com

2. Цех отгрузки готовой продукции, контрольно-испытательный цех.

" " © img.geliophoto.com

3. Название поезду «Москва 2020» и дизайн головной маски выбирали сами пассажиры на портале «Активный гражданин».

" " © img.geliophoto.com

4. Оформлением экстерьера и интерьеров поезда занималась команда «Трансмашхолдинга» в партнерстве со специалистами одной из ведущих европейских студий дизайна Italdesign Giugiaro S.P.A.

" " © img.geliophoto.com

5. УПТСЛ — модуль управления производственными технологическими сборочными линиями. Позволяет повысить производительность сборочных цехов, улучшить качество продукции, снизить ее себестоимость, а также контролировать работу сотрудников в режиме онлайн.

" " © img.geliophoto.com

6. Монтаж электрооборудования поезда.

" " © img.geliophoto.com

7. В новом поезде устанавливаются герметичные бесшовные межвагонные переходы, которые на 57% шире по сравнению с вагонами предыдущей серии.

" " © img.geliophoto.com

8. Элемент интерьерной панели поезда на стадии монтажа.

" " © img.geliophoto.com

9. Поезд нового поколения оснащается системой «Антисон», которая следит за работой машиниста и в случае внештатной ситуации оповещает об этом диспетчерский центр. В удаленном режиме диспетчер может принять решение об остановке поезда.

" " © img.geliophoto.com

10. На одном составе «Москва 2020» монтируется 62 километра проводов.

" " © img.geliophoto.com

11. Монтаж элементов межвагонного перехода.

" " © img.geliophoto.com

12. Монтаж дверного оборудования нового сдвижного типа. Ширина дверей в вагонах «Москва 2020» составляет 1,6 м. Это больше, чем в вагонах всех предыдущих серий. Такая ширина позволяет увеличить скорость входа/выхода пассажиров на 10%.

" " © img.geliophoto.com

13. В поезде устанавливается система автономного движения, которая может быть активирована при отсутствии напряжения на контактном рельсе для вывода состава с обесточенного участка.

" " © img.geliophoto.com

14. На данный момент поезда «Москва 2020» поставляются только в столичную подземку. За три года планируется передать Московскому метрополитену свыше 1300 вагонов данной серии.

" " © img.geliophoto.com

15. Сварочно-сборочный цех.

" " © img.geliophoto.com

16. Элемент каркаса.

" " © img.geliophoto.com

17. В каждом вагоне имеются две установки обеззараживания воздуха с амальгамными бактерицидными УФ-лампами, которые уничтожают до 95% бактерий и вирусов.

" " © img.geliophoto.com

18. Новый поезд оснащается модернизированным тяговым приводом, который больше не требует принудительного охлаждения и связанного с этим технического обслуживания.

" " © img.geliophoto.com

19. Зачистка сварочных швов.

" " © img.geliophoto.com

20. Приспособление для сверловки отверстий под установку перехода.

" " © img.geliophoto.com

21. Вагоны оборудуются увеличенными на 17% наддверными табло с цветным ЖК-дисплеем. Кроме этого, в поезде впервые устанавливаются консольные ЖК-мониторы с широким углом обзора.

" " © img.geliophoto.com

22. Между цехами вагоны перемещаются с помощью трансбордера.

" " © img.geliophoto.com

23. Цех сборки тележек. Автоматизированная линия, запущенная в 2018 году, позволяет выпускать свыше 1500 тележек в год.

" " © img.geliophoto.com

24. Вагон окрашивается примерно за 36 часов — 3 дня по 12 часов.

" " © img.geliophoto.com

25. На головную маску устанавливается электронное светодиодное маршрутное табло высокого разрешения. Светодиодные фары работают в адаптивном режиме: свет автоматически приглушается при встречном разъезде поездов и при выезде из тоннеля на станцию.

" " © img.geliophoto.com

26. В пассажирском салоне предусмотрены эргономичные сиденья с прочной текстильной обивкой. USB-разъемы теперь есть возле каждого сиденья. Пространство под диванами освещается светодиодными лентами в цвет линии метрополитена, по которой следует поезд. Новые эргономичные поручни изготовлены из нержавеющей стали со 100% «теплым» покрытием.

" " © img.geliophoto.com

27. Панель управления подсветкой пульта, подогрев кресла машиниста и подогрев пульта в зоне рук. Количество кнопок на панели в новом поезде сократилось почти вдвое за счет появления широкоформатного сенсорного монитора. Доступ к пульту управления, равно как и в кабину, осуществляется только при помощи смарт-карт. В кабине установлены 4 камеры видеонаблюдения.

" " © img.geliophoto.com

28. Рельсовый автобус «Орлан» РА-3 — еще одна современная разработка «Трансмашхолдинга». Поезд создан для использования на неэлектрифицированных участках пути как с низкими, так и с высокими платформами.

" " © img.geliophoto.com

29.

" " © img.geliophoto.com

30.

" " © img.geliophoto.com

31. КИО (Контрольно-испытательный Отдел) проводит диагностику всех систем поезда перед отправкой состава заказчику.

" " © img.geliophoto.com

32. В рельсовом автобусе «Орлан» применяется система пассивной безопасности, которая включает в себя поглощающие энергию удара крэш-модули на головных и промежуточных вагонах.

" " © img.geliophoto.com

33. Поезда метро «Трансмашхолдинг» эксплуатируется в общей сложности в 19 метрополитенах мира, не только в России, но и еще в 10 странах ближнего и дальнего зарубежья.

" " © img.geliophoto.com

Читайте также.

  • В столичном метро с начала года запустили 20 новых поездов «Москва-2020»В столичном метро с начала года запустили 20 новых поездов «Москва-2020»
  • Обновление поездов на Кольцевой линии Московского метрополитена завершеноОбновление поездов на Кольцевой линии Московского метрополитена завершено
  • Метровагонмаш поставил на Сахалин три новых рельсовых автобуса РА-3 «Орлан»Метровагонмаш поставил на Сахалин три новых рельсовых автобуса РА-3 «Орлан»

Источник

Двери нового вагона метро
Adblock
detector