Дата постройки станций метро

В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метрополитена. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять новых станций.

Как будут выглядеть новые станции столичного метрополитена — в фотогалерее.

Метро-2021

В 2021 и 2022 годах в Москве сосредоточатся на строительстве станций Большой кольцевой линии (БКЛ). Замкнуть кольцо планируется в 2022 году. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией, многие из которых дублируют уже существующие станции радиальных линий.

В 2021 году запланировано построить девять станций БКЛ: «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Давыдково», «Зюзино», «Калужская», «Улица Новаторов», «Терехово», «Кунцевская».

Метро-2022

В 2022 году запланировано построить восемь станций БКЛ: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща».

Метро-2023

После завершения строительства БКЛ Москва продолжит расширять радиальные линии метро. Планируется открыть новый участок Калининско-Солнцевской линии до «Внуково», а также участок от «Селигерской» до «Физтеха».

В 2023 году будет построено девять станций: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово», «Физтех» и «Южный порт» Люблинско-Дмитровской линии, «Новомосковская» Сокольнической линии, «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии, две станции Коммунарской линии — «Коммунарка» и «Бачуринская».

Весной 2020 года компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро в Москве тоннелепроходческих механизированных комплексов (23 штуки).

Источник



Строительство метро в Москве – первое в СССР, перспективное в России

Московский метрополитен – это не только важнейшая транспортная система мегаполиса, но и символ советской эпохи. Сегодня Московский метрополитен продолжает развиваться, да так интенсивно, что другие российские мегаполисы, включая Санкт-Петербург, могут только позавидовать.

Краткая справка:
Население Москвы: 12,380 млн человек
Пассажиропоток: более 8 млн пассажиров в сутки
Число линий: 12, не включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московскую монорельсовую транспортную систему
Число станций: 206, не включая 31 станцию МЦК и 6 станций монорельса
Общая протяженность линий: 346 км, не включая 54 км МЦК и 5 км монорельса
Дата открытия: 15 мая 1935 года
Схема метро Москвы

Архитектура Московского метро

Подготовка к строительству первого в СССР метрополитена велась очень тщательно. Анализировался международный опыт, причем изучались не только экономические аспекты и технологии строительства, но и архитектурно-планировочные решения будущих станций.

Вот цитата из мемориальной книги метрополитена, изданной в 1936 году:

После тщательного изучения метрополитенов Лондона и Нью-Йорка мы пришли к выводу, что, за исключением нескольких новейших станций лондонской подземки, остальные характеризуются загрязненностью, обветшалостью и блеклостью. Похоже, что в капиталистических странах считается бессмысленным тратить на коммунальные услуги больше необходимого минимума.

В Советском Союзе к этому совершенно другое отношение: мы хотим сделать путешествие по подземной железной дороге не только максимально комфортным, но и максимально приятным.

Мы стремились придать каждой станции индивидуальный облик, чтобы любой пассажир, выйдя из вагона, сразу мог понять, где он находится. Для отделки стен, потолка и колонн мы выбрали полированный мрамор и гранит различных оттенков. Московское метро было построено с помощью советских материалов советскими рабочими, в нем используются поезда и оборудование, произведенные в СССР.

Проект Московского метро был создан в начале Сталинской эпохи, что отражается в монументальности и пышности архитектуры. Дизайн станций определялся главным принципом: подземные сооружения должны быть светлыми, просторными, красивыми и вызывать только восхищение и положительные эмоции.

Система метрополитена изначально рассматривалась как составляющая городской инфраструктуры. Налицо стремление снять качественное противопоставление «земного» и подземного, создать под землей дружественную человеку среду. Помимо стремления сделать московское метро самым красивым в мире, перед строителями стояли сложные технические задачи, в том числе – по обеспечению устойчивости и гидроизоляции конструкций.

Впервые мысль о строительстве метрополитена в Москве появилась еще в 1875 году. Инженер Василий Титов разработал проект подземной железной дороги, который свяжет Курский вокзал и район Марьиной рощи.

История Московского метро

Строительство Московского метрополитена началось в 1932 году, оно продолжается и сегодня. Первой строилась Сокольническая линия, соединившая западную и восточную части города. Первый участок от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на станцию «Смоленская» был открыт 15 мая 1935 года.

В составе второй очереди в 1938 году открылась часть Арбатско-Покровской линии, со станциями «Курская» и «Площадь Революции» и третья линия – Замоскворецкая – от станции «Театральная» до станции «Сокол».

Во времена Великой отечественной войны строительство было приостановлено, станции превратились в бомбоубежища и госпитали для раненых. В послевоенное время в 1950-х годах Московский метрополитен насчитывал 3 радиальные линии и 1 кольцевую, связывающие городские окраины с центром и объединяющие подземную железную дорогу в единую систему.

В дальнейшем, уже в 1960-х годах идеология радиального развития линий московского метро, объединенных одной Кольцевой линией, продолжала развиваться.На участке Филевской линии был открыт первый в СССР Смоленский открытый метромост через Москву-реку. Длина основного пролета однопролетной арочной конструкции составляет всего 150 м.

На сегодняшний день в систему Московского метрополитена входят 11 метромостов:

Смоленский (1937 г), Лужнецкий (1959 г.), Юго-Запад (1963 г.), Преображенский (1965 г.), Нагатинский (1969 г.), Медведковский (1978 г.), Черкизово (1990 г.), Владыкино (1991 г.), Волжский (1996 г.), Северное Бутово (2002 г.), Митинский (2009 г.)

Над архитектурным обликом первых станций московской подземки работали выдающиеся советские архитекторы – Дмитрий Чечулин, Иван Фомин, Алексей Душкин. С 1955 года эпоха архитектурных шедевров сменяется утилитарностью подходов. Уникальные проекты станций уступают место типовым решениям, в основе которых функциональность и экономность.

Читайте также:  Бесплатные автобусы до метро елизаровская

С 1958 года по 1972 были последовательно введены в эксплуатацию Рижский, Калужский, Ждановский и Краснопресненский радиусы. К 1975 году эти радиусы были объединены в диаметральные линии: Калужско-Рижскую и Таганско-Краснопресненскую. В период с 1979 по 1994 годы вводятся в эксплуатацию Калининская и Серпуховско-Тимирязевская линии.

При строительстве первых линий Московского метро схема освоения подземного пространства была достаточно проста: пассажир с платформы станции попадал на поверхность через подземный вестибюль.

С развитием метро возникла необходимость сооружать пересадочные узлы, включающие 3 и более станций. Сегодня речь идет о строительстве крупных транспортно-пересадочных комплексов, включающих различные виды городского транспорта, а также парковки, торговые и общественные зоны. Метрополитен становится основой комплексного освоения городского подземного пространства.

В конце 2002 года открылась станция «Бульвар Дмитрия Донского» – первая станция Московского метрополитена, расположенная за пределами МКАД.

Действующие линии Московского метрополитена:

  • Сокольническая
  • Замоскворецкая
  • Арбатско-Покровская
  • Филёвская
  • Кольцевая
  • Калужско-Рижская
  • Таганско-Краснопресненская
  • Калининская
  • Серпуховско-Тимирязевская
  • Люблинская
  • Каховская
  • Бутовская

План строительства метро в Москве

Сегодня система Московского метрополитена продолжает активно развиваться. Новые станции открываются в периферийных районах далеко за пределами МКАД. В ближайших планах развития метрополитена – дойти до района Солнцево.

Интересные факты:
На конец июля 2017 года Московский метрополитен включал 12 линий и 206 станций. По протяженности сети Московский метрополитен занимает 4-е место, а по интенсивности использования – 5-е место в мире (после Пекина, Токио, Сеула и Шанхая). 15 мая 2017 года Московскому метрополитену исполнилось 82 года.

Согласно данным Комплекса градостроительной политики города Москвы в срок до 2020 года будут введены в эксплуатацию 78 новых станций, а протяженность линий увеличится почти на 160 км.

Источник

Метро Москвы: первые станции, подземные дворцы и преодоление кризиса после распада СССР

/ТАСС-ДОСЬЕ/.15 мая Московский метрополитен отметил 80-летие. За все время работы — с 15 мая 1935 года — столичная подземка перевезла более 145 млрд пассажиров. По данным пресс-службы метрополитена, ежесуточно метро перевозит до 9 млн пассажиров. В штате столичной подземки — 27,2 тыс. мужчин и 18,8 тыс. женщин. Всего на линиях работают 4,3 тыс. машинистов электропоездов. За 80 лет работы в московском метрополитене открыто 196 станций.

Сегодня метрополитен — самый популярный городской вид транспорта в столице, осуществляет 48% перевозок городским транспортом. По объему пассажиропотока входит в пятерку метрополитенов мира. По протяженности линий московское метро занимает пятое место после Шанхая (567 км), Пекина (465 км), Лондона (402 км) и Нью-Йорка (373 км).

Сравнение Московского метрополитена с подземками других городов

Метрополитен Год открытия Средняя скорость Пассажиропоток (в день) Число станций Число вагонов Средний возраст подвижного состава Стоимость одной поездки
Московский метрополитен 1935 41,51 км/ч 6,72 млн пассажиров 196 5314 20 лет (конец 2011 г.) 50 рублей ($1)
Монреальский метрополитен (Montreal Metro) 1966 38 км/ч 1,2-1,3 млн пассажиров 68 759 (составы по 3-6-9 вагонов) 41 год 3,25 канадских долларов ($2,7)
Парижское метро (Metro de Paris) 1900 35 км/ч около 4,2 млн пассажиров 303 около 4,2 тыс. н/д €1,8 ($2,05)
Берлинский метрополитен (Berlin U-Bahn) 1902 30,7 км/ч 1,39 млн пассажиров 170 около 1250 н/д €2,7 ($3,08)
Лондонский метрополитен (London Underground) 1863 33 км/ч 3,5 млн пассажиров 270 н/д н/д 4,8 фунта стерлингов ($7,5)
Пекинский метрополитен 1969 н/д 9,2 млн пассажиров 268 4688 н/д 3 юаня ($0,48)
Стокгольмский метрополитен (Stockholms tunnelbana) 1950 н/д 900 тыс. человек 100 около 500 н/д 25 крон ($3)

Какие станции были построены первыми, как развивалось метро Москвы и как подземка преодолела кризис метростроения после распада СССР — в специальном материале ТАСС.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Первая очередь

Первые проекты строительства метрополитена в Москве появились еще в начале XX века. В 1920-е годы Москва, ставшая столицей СССР, столкнулась почти с трехкратным ростом населения (с 1 млн до 2,7 млн), что привело к ухудшению транспортной ситуации в городе.

15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию «О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР», предусматривавшую сооружение метрополитена в Москве. Строительство началось в ноябре 1931 года с опытного участка на Русаковской улице, в 1932 году проводилась геологическая разведка, началась проходка первых шахт.

В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди будущей транспортной системы, и трест «Метрострой» развернул масштабные работы. Проходка тоннелей велась в неблагоприятных геологических условиях и разными способами (предпочтительным был выбран щитовой). На стройку были мобилизованы около тысячи комсомольцев-ударников, шахтеры, коллективы заводов «Серп и молот», «Динамо», «Электрозавода», комбината «Трехгорная мануфактура»; общее число строителей к 1935 году достигло 70 тыс. человек.

К январю 1934 года было готово около 6% запланированного объема работ, а к концу того же года — 90%. В рамках строительства первой очереди метро было пройдено 33 шахты, построено 11,6 км тоннелей, 13 станций, 17 надземных вестибюлей, пять наклонных ходов с эскалаторами, 56 вентиляционных шахт, 38 дренажных камер, введены в строй четыре тяговых и 11 понизительных электроподстанций. Советская промышленность освоила выпуск проходческих щитов (был скопирован с улучшением конструкции щит британской компании Markham & Co., «Маркхэм энд Ко»), тюбингов, эскалаторов, систем сигнализации, цельносварных вагонов, новых марок бетона.

15 октября 1934 года в 8.20 утра первый пассажирский поезд из двух вагонов (моторный 0001 красного цвета и прицепной 1001, песочного), разработанных и построенных на Мытищинском вагоностроительном заводе (ныне «Метровагонмаш») специально для московского метро, совершил пробную поездку из электродепо «Северное» по Сокольническому радиусу (2,5 км от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники»). Этот же день считается днем основания электродепо «Северное» Сокольнической линии.

Читайте также:  Улица байкова ближайшее метро

15 мая 1935 года была открыта первая линия метро «Сокольники» — «Парк культуры» («Крымская площадь») с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее — «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Смоленская» с тремя станциями (2,4 км). По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро были перевезены 370 тыс. человек.

Метро в цифрах и фактах

  • Сегодня московским метрополитеном ежедневно пользуется в среднем около 7 млн пассажиров, в будничные дни этот показатель может превышать 9 млн человек
  • Средняя протяженность поездки пассажира в московском метрополитене составляет около 14,5 километров

Сталинский метрополитен

Станции первой очереди проектировали и оформляли известные архитекторы и художники — Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и другие.

Вестибюли и станции, больше похожие на подземные дворцы, украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению перронов, переходов, оформлению и освещению пассажирских салонов поездов.

Проект станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») архитекторов Алексея Душкина и Якова Лихтенберга получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе (1937), Всемирной выставке в Париже (1937), а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство (1941). В 1938 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке была удостоена Гран-при станция «Маяковская» (вторая пусковая очередь Московского метро), построенная по проекту Александра Душкина и украшенная мозаичными панно по эскизам Александра Дейнеки.

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19 часов служил бомбоубежищем. Строительство метро велось непрерывно, не прекращаясь даже в годы Великой Отечественной войны: были сданы станции «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), участки «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная») — «Завод имени Сталина» и «Курская» — «Измайловский парк» (ныне «Партизанская»).

В марте 1954 года закончилось сооружение кольцевой линии, связавшей основные железнодорожные вокзалы Москвы.

Кольцо, включающее 12 станций, замкнулось с открытием «Белорусской-кольцевой» и «Парка культуры-кольцевой». Тогда же впервые были пущены семивагонные составы.

Всего к этому времени пассажиров принимали 49 станций метро. Их названия стали объявлять в поездах с 1956 года.

Метро в цифрах и фактах

  • Станции в вагонах поездов московского метрополитена объявляются мужскими и женскими голосами. Такую систему придумали для удобства передвижения в подземке незрячих пассажиров. Было установлено, что при следовании поезда в центр города, из динамиков звучит мужской голос, при следовании из центра – женский. На Кольцевой линии мужскими голосами станции объявляются при движении состава по часовой стрелке, а женскими – против часовой стрелки.

Борьба с излишествами и быстрый рост сети

4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое завершило эпоху строительства станций-дворцов в московском метро. По упрощенным проектам были построены станции «Фрунзенская» и «Спортивная» Сокольнической линии, а также первый участок Калужско-Рижской линии от станции «Ботанический сад» (ныне — «Проспект мира») до «ВСХВ» (ныне — «ВДНХ»). Пилоны станции «ВСХВ» первоначально планировалось украсить флорентийскими мозаиками, однако для удешевления проекта их просто выкрасили зеленым цветом.

В 1958-1965 годах для удешевления строительства были открыты несколько надземных участков, в том числе «Киевская» — «Кунцевская» (Филевская линия).

21 октября 1961 года на Арбатско-Покровской линии заработала первая типовая станция мелкого заложения — «Первомайская»: она имеет три пролета, разделенных двумя рядами по 40 железобетонных колонн. Впоследствии этот тип станций был прозван «сороконожкой», он активно использовался в других метрополитенах России и СНГ. Такие станции имели скромное оформление, которое, как правило, ограничивалось керамической плиткой на путевых стенах и мрамором на колоннах.

После отставки Никиты Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС в 1964 году от мер жесткой экономии на оформлении станций было решено отказаться, но при проектировании продолжали использовать простые и стандартизированные архитектурные формы. Появился еще один типовой проект станций мелкого заложения — односводчатый. Первой такой станцией стала «Бабушкинская» Калужско-Рижской линии московского метро, открытая 29 сентября 1978 года.

Метро в цифрах и фактах

  • Самая протяженная линия московского метро – Арбатско-Покровская, протянувшаяся на 45,1 километра с востока на северо-запад мегаполиса. Самая короткая линия московского метро – Каховская – ее протяженность составляет всего 3,3 километра.

Удешевление строительства позволяло ставить рекорды по числу введенных в год станций и тоннелей: так, в 1966 году были открыты семь новых станций (на Таганско-Краснопресненской линии), а в 1983 году — сразу восемь (на Серпуховско-Тимирязевской линии). Линии продлевались в районы новостроек (Медведково, Орехово-Борисово, Беляево, Ясенево, Чертаново, Нагатино). Всего число станций к 1991 году достигло 147, а протяженность — 239,45 км.

В 1975 году Московский метрополитен перешел в ведение Главного управление метрополитенов Министерства путей сообщения, которому были подчинены все системы метро в СССР.

Кризис метростроения

После распада СССР Главуправление метрополитенов МПС было ликвидировано. 3 января 1992 года постановлением № 4 правительства РФ Московский метрополитен «в целях проведения единой политики в осуществлении пассажирских перевозок различными видами транспорта» был передан в собственность г. Москвы.

Читайте также:  Финляндский вокзал какое метро спб

После распада СССР Московский метрополитен столкнулся с острым кризисом финансирования.

В 1992 году было начато, а затем заброшено строительство новых станций в микрорайонах Митино и Строгино (в эти районы метро пришло только в конце 2000-х годов).

На протяжении 1990-х годов строились в основном старые «заделы»: станции Люблинской линии и юга Серпуховско-Тимирязевской линии.

В 2003 году была открыта Бутовская линия легкого метро, основная часть которой проложена по эстакаде, а также станция «Парк Победы», ставшая самой глубокой в Москве (84 м).

20 ноября 2004 года было открыто движение по московскому монорельсу, который впоследствии вошел в систему метро.

Метро в цифрах и фактах

  • Среднее расстояние между станциями московского метро составляет около 1,8 километра. Самый короткий перегон – 496,8 метра – соединяет станции «Выставочная» и «Международная». Самый длинный перегон расположен между станциями «Крылатское» и «Строгино» — 6625 метров.

В 2000-е годы темпы метростроения в Москве упали до уровня 1950-х годов: в это десятилетие метрополитен вырос только на 36 км, в то время как в 1960-1990-е годы протяженность сети увеличивалась на 40-50 км в десятилетие.

Также перед метрополитеном остро встала проблема обновления подвижного состава, замены эскалаторов и переполненности. С 2000-х годов метрополитен впервые начал обращать внимания на доступность своей инфраструктуры для инвалидов: станции начали оснащать лифтами и пандусами. С 2009 года в московском метро начали эксплуатироваться поезда с кондиционерами в салоне. Открытая 26 декабря 2009 года станция «Мякинино» стала первой станцией метро на территории Московской области (в городском поселении Красногорск) и первой, построенной с привлечением средств частного инвестора.

Масштабная программа развития

Метро в цифрах и фактах

  • Больше половины станций московского метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тыс. пассажиров. Через наиболее загруженные станции ежедневно проходят от 100 до 150 тыс. человек.

Согласно постановлению правительства Москвы «Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 гг.» и подпрограмме «Общественный транспорт «Метрополитен» госпрограммы г. Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы», с мая 2012 года в российской столице развернуты масштабные строительные работы, предполагающие введение в эксплуатацию до 2020 года более 160 км линий метро, не менее 80 станций (к настоящему моменту открыты 15 из них), реконструкцию девяти существующих и строительство девяти новых электродепо. Программа финансируется за счет городского бюджета (1,239 трлн руб.) и средств инвесторов (41 млрд руб.), федеральное финансирование не предусмотрено.

Открыты станции «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии и «Технопарк» на Замоскворецкой. В 2016 году открылись «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии. Кроме того, в 2016 году также ожидается открытые станций «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская» на Люблинско-Дмитровской линии, «Ховрино» на Замоскворецкой линии, «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки» на Калининско-Солнцевской линии, а также первых пяти станций на Третьем пересадочном контуре (строящаяся вторая кольцевая линия).

Ведется строительство еще более 30 станций на продленных существующих линиях, Третьем пересадочном контуре (строящаяся вторая кольцевая линия) и новой Кожуховской линии. Всего же на работах в московском метростроении, по информации Стройкомлекса Москвы, в настоящее время заняты около 45 тыс. человек.

Параллельно правительство Москвы и ОАО «РЖД» ведут реконструкцию и развитие Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД, запуск пассажирского движения на пилотном участке в 2016 году), станции которого будут иметь пересадки или располагаться поблизости от 16 станций метро. Транспортным обслуживанием МКЖД будет заниматься Московский метрополитен. Ожидается, что к 2020 году новые линии метро и интеграция метрополитена с МКЖД позволят снизить нагрузку на действующую сеть.

Вводящиеся в эксплуатацию новые станции снабжены инфраструктурой для маломобильных пассажиров. С 14 октября 2013 года в метрополитене функционирует Центр обеспечения мобильности пассажиров для организации помощи в перемещении по территории метро маломобильных граждан.

Источник

Станции метро, которые построят в Москве к 2024 году. Инфографика

В Москве с 2021 до 2024 года построят 25 станций метро, это около 58 км линий метрополитена. Ежегодно планируется вводить по восемь-девять новых станций.

Как будут выглядеть новые станции столичного метрополитена — в фотогалерее.

Метро-2021

В 2021 и 2022 годах в Москве сосредоточатся на строительстве станций Большой кольцевой линии (БКЛ). Замкнуть кольцо планируется в 2022 году. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией, многие из которых дублируют уже существующие станции радиальных линий.

В 2021 году запланировано построить девять станций БКЛ: «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Давыдково», «Зюзино», «Калужская», «Улица Новаторов», «Терехово», «Кунцевская».

Метро-2022

В 2022 году запланировано построить восемь станций БКЛ: «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща».

Метро-2023

После завершения строительства БКЛ Москва продолжит расширять радиальные линии метро. Планируется открыть новый участок Калининско-Солнцевской линии до «Внуково», а также участок от «Селигерской» до «Физтеха».

В 2023 году будет построено девять станций: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово», «Физтех» и «Южный порт» Люблинско-Дмитровской линии, «Новомосковская» Сокольнической линии, «Пыхтино» и «Внуково» Калининско-Солнцевской линии, две станции Коммунарской линии — «Коммунарка» и «Бачуринская».

Весной 2020 года компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро в Москве тоннелепроходческих механизированных комплексов (23 штуки).

Источник

Дата постройки станций метро
Adblock
detector